У главного въезда на аэродром Дягилево в Рязани стоит реактивный самолёт Ту-16.
Старая заслуженная машина приветствует всех прибывающих на аэродром по службе или в местный авиационный музей.
Памятник поставлен в 1990 году в честь 50-летия Центра боевого применения и посвящён Героям Неба.
На первый взгляд это обычный Ту-16 - реактивный бомбардировщик, впервые полетевший в 1952 году и ставший основой советских атомных воздушных сил.
Но, если внимательно на него посмотреть, то можно увидеть характерный "рог" над кабиной пилотов.
Этот элемент признак ракетоносной версии самолёта - антенная станция "Роговица".
Её наличие помогает идентифицировать самолёт, как Ту-16КСР-2-5.
Это ракетоносец из противоавианосного комплекса К-26.
Система дальнего действия К-26 была разработана во исполнение постановления Совета Министров СССР от 11 августа 1962 г.
Она предназначалась для ударов самолетами-снарядами по радиолокационно-контрастным морским и наземным целям (самолеты-снаряды типа КСР-2, КСР-5) и работающим корабельным и наземным РЛС.
В состав системы входили:
- самолеты-носители Ту-16К-26 и Ту-16КСР-2-5;
- два самолета-снаряда КСР-5 с обычными и специальными боевыми частями, а также КСР-2 или КСР-11;
- система управления "Взлет".
Продолжая осмотр самолёта можно заметить ещё один нетипичный элемент - небольшие "ласты" на консолях крыла.
У обычного Ту-16 их нет.
Поиск по документации и описаниям самолёта Ту-16 подсказывает нам, что это элементы системы воздушной дозаправки.
На правой консоли устройство заканчивается большим отверстием, что говорит нам о том, что этот самолёт был заправщиком.
Из этого отверстия выходил длинный топливный шланг, к который подхватывал своим левым крылом заправляемый самолёт.
Такой способ заправки называется "с крыла на крыло".
Дозаправка значительно расширяет радиус действия самолётов Дальней Авиации и позволяет "достать до Америки", что было очень актуально в то время.
В динамике процесс заправки Ту-16 можно увидеть в этом сюжете (сам процесс с 2:25):
Получается, что этот самолёт прошёл долгую службу, сначала оказавшись на передовой ракетно-ядерного щита нашей страны, а потом, когда его главное оружие устарело, был превращён в самолёт обеспечения - танкер для более современных машин.
Неплохой потенциал был заложен в эту разностороннюю машину её конструкторами.