Писатель Сет Годин сформулировал любопытную концепцию «ямы» (в оригинале - Deep), в которую рано или поздно попадает любой человек или компания, которые стремятся добиться успеха.
Другое название для этого места из лексикона стартаперов, гораздо более точное – «долина смерти».
Это когда ты начинаешь какое-то дело, и сначала вроде все идет неплохо. А потом вдруг начинается полоса неприятностей.
Каждый сценарист бывал в такой ситуации, когда не получается вообще ничего. Любые идеи гаснут, как спички под дождем, не находя понимания у окружающих. На письма не отвечают. На звонки – не перезванивают. Назначенные встречи переносятся на неопределенный срок. А если и происходят, ни к чему не приводят. Деньги кончаются. Любая попытка сделать что-то лишь ухудшает ситуацию. Просвета не видно.
А просвет есть.
Прежде всего нужно понимать, что «долина смерти» создана искусственно. Пусть и неосознанно. И создана она вашими же коллегами, которые прошли тем же путем. И создана она именно для вас. Для того, чтобы затруднить ваш путь.
Когда я учился в университете на филфаке, самым сложным предметом у нас был старославянский язык. Его преподавали на втором курсе, и по факультету ходила поговорка – «сдал старослав – можешь жениться». Должен признаться, что я сдал его не с первого раза. Первая палатализация, вторая палатализация, Остромирово Евангелие… бр-р, до сих пор мне снятся все эти ужасы.
Позже я узнал, что у технарей тоже есть такой предмет – сопротивление материалов, сопромат. И даже поговорка есть такая же, как у нас – «сдал сопромат, можешь жениться».
Зачем в программу были введены эти суперсложные предметы? Чтобы снизить число студенческих браков?
Конечно, нет.
Для того, чтобы отсечь наименее упорных, не способных к длительному усилию.
Это одна из причин, по которой я советую будущим сценаристам непременно отправиться в киношколу и написать десятки этюдов и экранизаций, прежде начинать что-то свое. Поэтому нужно освоить «американку». Прочитать Макки, Митту и Труби. Посетить пару семинаров. Поработать в компании «Телеформат» и приобрести пару седых волос на ее знаменитых брифингах. Словом – пройти через долину смерти.
Многие отсеются, не пройдя этот фильтр. Останутся лучшие, которых пребывание в долине смерти усилит и закалит. «Прокачает» те характеристики, которые нужны в профессии. Сделает их более пригодными к длительной работе в индустрии.
А те, кто не справятся – что ж, есть много других прекрасных профессий, в которых их талант может быть востребован. Правда, в других профессиях есть свои долины смерти, через которые так или иначе придется пройти.
Долина смерти – это не совсем метафора. Там реально гибнут люди. И немало. Статистика самоубийств среди студентов творческих вузов очень высока. Да и не только студентов. Любой может оказаться в долине смерти. Геннадий Шпаликов покончил с собой после того как написал два совершенно непроходных (и гениальных!) сценария. Конечно, в его случае на его решения повлияли и болезнь и бытовая неустроенность. Но главной причиной было то, что он не видел выхода из долины смерти.
Что делать? Может, постараться совместными усилиями проложить через долину смерти комфортабельное шоссе, по которому сценаристы будут со свистом пролетать прямо в светлое будущее?
В начале 2000-х примерно так и было. Индустрия рванула вперед так быстро, что входные профессиональные барьеры просто не успели сформироваться. «Работать в кино» брали буквально с улицы и буквально любого желающего.
В результате в долину смерти превратилась вся киноиндустрия.
Русское кино середины нулевых – это огромное кладбище грандиозных замыслов и масштабных проектов, которые никогда не будут доведены до конца.
Кризис 2008 года оздоровил ситуацию, прихлопнув нежизнеспособные проекты и освободив их создателей для более реалистичных идей. В это время многие сценаристы потеряли работу. Некоторые из них – потеряли ее навсегда, так и не вернувшись больше в профессию.
С тех пор перестали появляться истории успеха, характерные для нулевых – написал для себя короткометражку – заказали по ней 48 серий для НТВ – стал главным автором – получил эксклюзивный контракт.
Всем новым авторам приходится проходить через долину смерти.
А некоторым случается заблудиться и пройти через нее несколько раз.
Что делать сценаристу, если он оказался в долине смерти.
Оглядеться, найти глазами ближайший оазис (желательно, чтобы это не был мираж, их в долине смерти много), проложить маршрут и идти к нему, ни в коем случае никуда не сворачивая.
Вот здесь вам понадобится и стойкость и упрямство и выносливость, если они у вас есть. А если нет – нужно их выработать. Иначе, так и останетесь навсегда в долине смерти.
Уж будьте уверены, они вам пригодятся и после того, как вы доберетесь до оазиса.
Запомните:
Выход из долины смерти существует.
Сделайте:
Найдите его.
Прочтите: Сет Годин, «Яма».
Ваш
Молчанов
С вами все в порядке! Удачи!