Когда я первый раз смотрела фильм, то была убеждена в том, что первоисточник - книга - была написана лет так 150 назад. Каково же было мое удивление, когда оказалось, что Зюскинд современный автор и роман был издан в 1985 году. Не могу не отдать должное писателю - он создал поистине готичное произведение с духе Гюго.
Роман был настолько успешен, что сразу несколько режиссеров обратились к Зюскинду с предложением продать права на экранизацию. Среди заинтересовавшихся были такие метры как Тим Бертон, Ридли Скотт, Мартин Скорсезе, Стэнли Кубрик. Однако писатель не торопился - как всякий автор, он трепетно относился к своему детищу и не без оснований опасался, что экранизация будет неудачной - слишком много тому примеров известно. И только 20 лет спустя Зюскинд пошел на риск и продал права Тому Тыкверу, известному по фильмам "Париж, я люблю тебя", "Интернэшнл", "Облачный атлас". Согласно некоторым источникам, сумма сделки составила 10 000 000 евро.
Для участия в фильме были приглашены Дастин Хоффман, Алан Рикман, а на роль главного героя - Жана-Батиста Гренуя - 26-летний Бен Уишоу. Надо сказать, что Уишоу с его своеобразной внешностью, как никто другой подходил на эту роль неразговорчивого психопата с печатью умственной отсталости на лице. И Рикман, и Хофман с их потрясающей игрой стали украшением фильма, и, кстати, Уишоу вполне выдерживал конкуренцию с маститыми актерами. Каждый из них на экране выглядит очень гармонично.
Фильм снимался с большим количеством натурных съемок. В поисках подходящей натуры для средневекового Парижа Тыквер объездил всю Европу. Оказалось, что лучше всего на роль Парижа подходит Барселона. Для сцен на рыбном рынке было использовано две с половиной тонны рыбы и одна тонна мяса, которые несколько дней находились на открытом воздухе без холодильников. В результате зловонный запах ощущался на расстоянии до 10 километров от места съемок, что послужило поводом для жалоб местных жителей. Мало того, для большей достоверности Тыквер запретил убирать грязь и отходы на съемочной площадке, которых там скопилось неимоверное количество, за что получил от коллег прозвище "Повелитель грязи".
Для фильма было сшито 1400 костюмов. Художник по костюмам Пьер-Ив Гайро изучал картины Караваджо, Рембрандта и Джозефа Райта, чтобы воссоздать исторически достоверную одежду. Когда костюмы пришли из Румынии, где их отшивали, Том Тыквер приказал всем актерам носить их постоянно, не снимая даже во время сна, как это часто делали в Средневековье, кроме того, часть одежды дополнительно состарили, порвали и испачкали, чтобы она выглядела правдоподобно.
В фильме было задействовано огромное количество актеров: 5200 статистов, 67 актеров, у которых были роли со словами и 102 актера, у которых были роли без слов. По состоянию на 2006 год это был самый дорогой немецкий фильм.
Сцена массовой оргии в финале фильма Тыкверу виделась как безумный танец, поэтому для работы на переднем плане он пригласил 50 профессиональных танцоров из труппы La Fura Dels Baus. Хореограф труппы Юрген Мюллер поставил сцену. Еще 100 танцоров работали на втором плане, а всего в сцене было занято 750 человек.
Для создания "духов" реквизиторы использовали обычную колу, слегка разбавленную водой.
А сейчас мне хочется немного поговорить о главном герое - Гренуе.
Какие чувства он вызывает у зрителя? Ненависть, отвращение? Ведь он же убийца - нет. Сострадание? - нет, ведь он же убийца. Многие из числа знакомых, с кем мне приходилось обсуждать фильм, говорили о том, что Гренуй вызывает удивление. Или не вызывает ничего. Да, этот персонаж не вызывает у зрителей ответной эмоциональной реакции. Люди изумляются его поступкам, но при этом затрудняются сказать, какой он, потому что он - никакой.
Разгадка проста: Гренуй - выраженный психопат. У психопатов заблокированы все чувства, они выдают ответную реакцию только на крайне мощные раздражители. Он ничего не может сообщить зрителю на эмоциональном уровне. В самом деле - мы можем "прочитать" его эмоции только в двух сценах в фильме - в той, где он убивает девушку со сливами, свою первую жертву. Он пытается удержать уходящий аромат ее тела и терпит одно из самых жестоких поражений в своей жизни - аромат исчезает. И второй раз - когда он наблюдает помешавшуюся толпу в конце фильма. В остальном же у него достаточно ровное выражение лица на протяжении всего фильма и один и тот же ничего не выражающий взгляд.
Обычно психопаты, чтобы не вызывать отторжения у окружающих, умело имитируют эмоции и чувства. Но Гренуй слишком психологически примитивен для этого с одной стороны, а с другой - ему это и не нужно, ведь никого его чувства и эмоции не интересовали, с самого рождения для окружающих он был товаром, рабочей силой, но не человеком.
Говоря современным языком, Гренуй - типичный травматик. Его психика изуродована. За всю свою жизнь он ни от кого не получил ни капли ни любви, ни сочувствия, ни заботы. Физическое и моральное насилие - это все, что он видел в жизни. Соответственно, ему неоткуда было научиться состраданию, сочувствию, любви. Поэтому убийство и насилие для него не являются злом, они всего лишь шаг к заветной мечте - всевластию. А к своей цели психопаты часто идут по трупам в переносном и буквальном смысле.
Как всякий психопат, Гренуй мечтает о власти. Всеми презираемый, отвергнутый и недооцененный (а ведь он на самом деле гений парфюмерии), он мечтает властвовать над этими презренными людишками, всю его жизнь унижавшими его, опустить их, гордых и напыщенных, на самое дно - заставить обожать того, кого они презирали и хотя бы так получить свою толику внимания и любви. Механизм известный. Подобным образом ведут себя недополучившие внимания дети - начинают пакостить, ибо только когда они делают что-то плохое, родители, наконец, вспоминают о них, пусть и со скандалом. Однако, достигнув желаемого, он не находит удовлетворения. Он прекрасно понимает, что эта страсть, охватившая толпу, не есть проявление настоящей любви, а всего лишь временное вызванное искусственным образом наваждение. Это означает лишь одно: он потерпел крах. Он не получил той простой человеческой любви, которой жаждал. Он разочарован. Не того он ожидал: вместо того, чтобы любить его, публика предается безумной оргии, из которой сам Гренуй опять оказывается исключен. И когда Антуан Риши (Алан Рикман) подходит к нему с обнаженной шпагой, Гренуй уже готов к смерти и просто разводит руки - смерть уже кажется ему лучшим выходом из переживаемого кошмара. Но и Риши, отравленный его духами, бессильно падает перед ним на колени. Они даже убить его не могут.
Остался открытым вопрос сексуального поведения Гренуя. Как установило следствие, он не совершал никаких действий сексуального характера над своими жертвами. Означало ли это то, что он был неспособен к соитию, или же он был фетишистом и жаждал только одну, ту самую первую из своих жертв? В пользу последнего говорит то, что 13-я его жертва была похожа на первую и единственная из них стала не случайной, а запланированной.
Конец Гренуя ужасен и закономерен одновременно. Он прибегает к изощренному способу самоубийства - использовав весь остаток своего "приворотного" аромата, отдается на растерзание толпе нищих бродяг на том самом рынке, где кого-то произвела его на свет мать. Впрочем, он и не жил никогда. Психопаты мертвы эмоционально. Они не живут, а существуют в узком мире, закрытом от рядовых радостей обыденной жизни, и они не способны любить. Они не понимают, что такое любовь, поэтому в отношениях часто за любовь выдают манию контроля и порабощения. Поэтому смерть для них всего лишь этап в их лишенном любви существовании.