Найти тему
Бизан

Приключения молодых предпринимателей: некомпетентный финансист

Сегодня Валера и Серега вновь напомнят о себе случаем из практики. Для тех, кто уже забыл наших героев: серией постов я рассказываю, как два предпринимателя запускали производство продуктов питания. В этом посте я попытался соединить реальную историю с методологическим контентом. В нём много расчетов, поэтому если хотите разобраться, рекомендую уделить 10-15 минут времени и посмотреть прикрепленный excel-файл.

В течение года Валера эпизодически вёл переговоры с федеральной розничной сетью. И вот наконец сеть согласовала ввод через дистрибьютора и запросила листинг.

Листинг – это плата за вход в сеть, широко распространённая на заре развития ритейла в России и местами сохраняющаяся сейчас.

Официально за листинг заплатить нельзя, максимальный платёж поставщика в сеть за все дополнительные услуги, ограничен 5% от объема товарооборота. Поэтому его проводят через штрафы.

Встал вопрос о схеме компенсации листинга дистрибьютору, так как вся работа должна была идти через него. Дистрибьютор предложил два варианта:

  1. Поставка по нулевой цене.
  2. Поставка по цене с дисконтом, равным стоимости листинга.

Поставка по нулевой цене вызвала бы вопросы налоговых органов в случае проверки, поэтому Валера и Серега выбрали вариант поставки по цене с дисконтом. Далее началось самое интересное.

Стоимость листинга составляла 270,555 тыс. руб. Валера предложил поставку по цене 5 руб. за единицу продукции вместо согласованной цены дистрибьютора 81,45 руб. с НДС. При поставке 4 176 единиц продукции дополнительная маржа дистрибьютора составляла 270,555 тыс. руб.:

  • Стоимость закупки дистрибьютора без НДС по регулярной цене: (81,45 руб. х 4 176 ед.) / (1+18%*) = 288,250 тыс. руб.
  • Стоимость закупки без НДС с дисконтом: (5,0 руб. х 4 176 ед.) / (1+18%) = 17,694 тыс. руб.
  • Итого разницей в стоимости закупки дистрибьютор компенсировал 270,555 тыс. руб. листинга.

*Ставка НДС тогда была 18%.

Все понятно, все логично. Все мы знаем, что НДС платит конечный покупатель продукции, а все участники цепочки ее создания просто являются агентами. Поэтому в расчётах прибыли и убытка НДС не участвует.

В ответ приходит письмо от финансиста дистрибьютора, в котором он просит в дополнение к 270 тыс. руб. компенсировать НДС в сумме 48,699 тыс руб. Мотив такой:

  • В сеть поставка идет по 105 руб. / ед. продукции. Т.е. выручка дистрибьютора будет: 105 руб. х 4 176 ед. = 438,480 тыс. руб., в т.ч. НДС 66,886 тыс. руб.
  • Стоимость закупки продукции для дистрибьютора по регулярной цене составит: 81,45 руб. х 4 176 = 340,135 тыс. руб., в т.ч. НДС 51,885 тыс. руб.
  • Стоимость закупки продукции для дистрибьютора цене с дисконтом составит: 5,0 руб. х 4 176 = 20,880 тыс. руб., в т.ч. НДС 3,185 тыс. руб.
  • Таким образом, НДС для уплаты в бюджет при закупке по регулярной цене равен: 66,886 тыс. руб. (НДС, полученный о сети) - 51,885 тыс. руб. (НДС, уплаченный компании Валеры и Сереги) = 15,001 тыс. руб.; при закупке по цене с дисконтом: 66,886 тыс. руб. - 3,185 тыс. руб. = 63,701 тыс. руб.
  • Вот и получается разница 48,699 тыс. руб. = 63,701 тыс. руб. - 15,001 тыс. руб.

Перед тем, как читать дальше, подумайте и ответь сами себе, прав финансист дистрибьютора или нет.

***

Как не пытался Валера объяснить, что расчет некорректный, ничего у него не получалось. Финансист оказался некомпактным, но упертым как бык. Нужно считать общий поток входящего и исходящего НДС. И в обоих сценариях дистрибьютор получит НДС 66,886 тыс. руб. от сети и уплатит такую же сумму. Просто в первом и втором случае будет разное распределение данной суммы между переводом компании Валеры и Сереги и уплатой в бюджет по итогам налогового периода.

Поняв, что переговоры зашли в тупик, Валера предлагает дистрибьютору поставку по нулевой цене. Дистрибьютор мгновенно согласует эти условия, хотя с точки зрения НДС ничего не изменилось)

К слову, когда начались фактические поставки, бухгалтер дистрибьютора отказался принимать продукцию по нулевой цене. Валера предложил 5 руб., и все согласились)

Если вы компетентнее в какой-либо области, чем ваш оппонент в переговорах. Если он не принимает вашу позицию в силу своей некомпетентности. Используйте это в свою пользу. Спуститесь на его уровень и предложите ровно то же самое по факту, но как будто бы выигрышное для него.

Ниже для наглядности прикрепляю excel-файл с расчетами.

Ставьте 👍, если данный пост был полезным, 👎 - бесполезным.