Найти тему
Записки о самолетах

Airbus A-300 - головная боль "Боинга" и первенец Airbus.

Airbus A-300 авиакомпании Singapore Airlines. Сейчас заменены на А-330 и А-350
Airbus A-300 авиакомпании Singapore Airlines. Сейчас заменены на А-330 и А-350

Привет, друзья! Как вы поняли, сегодня поговорим о первом самолёте концерна Airbus, который стал первым двухдвигательным широкофюзеляжным самолётом в мире. Изначально задуманный для того, чтобы потеснить самолёты компании Boeing, A-300 был инновационным самолётом, сразу понравившимся заказчикам - за 36(!) лет производства был выпущен 561 самолёт.

-2

В семидесятые, когда создавался самолет, ещё не могли представить, что будут существовать двухмоторные авиалайнеры, способные совершать трансатлантические перелеты - на то время в этой нише основным самолётом становился Боинг-747, а стареющий Douglas Dc-8 постепенно уходил на пенсию. Надежность авиадвигателей оставляла желать лучшего. Поэтому двухдвигательный A-300 встретили с некоторым скептицизмом. Дальность действия была определена только для континентальных полётов. Позже ограниченная дальность действия стала большим недостатком самолёта.

Airbus A-300 в старом аэропорту Гонконга Каи-Так (Khai-Tak)
Airbus A-300 в старом аэропорту Гонконга Каи-Так (Khai-Tak)

Airbus A-300 был очень популярен - на 2008 год эксплуатировалось 412 самолётов этого типа. Однако, любая техника имеет свойство устаревать, поэтому сейчас большинство машин заменены более современными A-330, которые, кстати, сейчас заменяются А-350. Постоянными эксплуатантами сейчас является авиакомпания Mahan Air и консервативные американцы - FedEx и UPS Airlines, которые эксплуатируют аж 120 самолетов A-300. А может, так просто дешевле)

А-300 был первой пробой концерна Airbus, поэтому в его конструкции и в организации систем четко прослеживалось влияние авиагигантов того времени. Штурвал вместо понтового сайдстика, механическая система управления вместо fly-by-wire. Однако, как говорится, всему свое время, а, как ни крути, A-300 стал очень хорошим фундаментом, сформировавшим мнение общественности о концерне Airbus.

На базе A-300 была создана знаменитая "Белуга", заменившая переделанный Boeing-377 Super Guppi, перевозивший детали А-300 в сборочные цеха в Тулузе. А то негоже на конкурентах-то летать). В 1997 году Национальный центр по исследованиям космического пространства Франции получил модифицированный самолёт Airbus A300 ZERO-G для имитации условий невесомости.

А вот - предшественник "Белуги":

Boeing 377 Pregant Guppi на службе у Airbus Industries
Boeing 377 Pregant Guppi на службе у Airbus Industries

В целом, А-300 стал популярным самолётом, выдержавшим конкуренцию и бросившим вызов авиагигантов своего времени. А главное, он создал репутацию компании Airbus, и теперь мы можем летать на таких прекрасных самолётах, как а-350, а-321NEO, а-330NEO и многих других современных, красивых и безопасных авиалайнерах .

Итак, на сегодня, пожалуй, закончим. До скорой встречи!