Первая и единственная в СССР танцевальная субкультура, появившаяся еще в первой половине 80-х и знаменитая зрелищным сочетанием хорошей физической формы танцора и его артистического владения телом - это брейкеры, поклонники брейкданса.
Считается, что «родиной» первой советской тусовки брейкеров было кафе «У фонтана» (в народе это заведение известно под названием «Молоко») в Олимпийской деревне, где собирался весь цвет неформальной молодежи и имелся хорошо оборудованный танцпол для реализации всех модных танцевальных веяний того времени.
Но необходимо учесть, что за советский «железный занавес» сведения о брейке проникали урывками, поэтому танцевальным движениям учились преимущественно по редким видеозаписям с Майклом Джексоном или по кадрам из фильма «Танцы на крыше» - фрагмент из него на видео ниже.
Постепенно у танцоров вырисовывалась тяга к тем или иным специфическим движениям: так зародилось разделение на «верхний» и «нижний» брейк, причем, подавляющее большинство поклонников этого танца предпочитали специализироваться именно на «верхнем» брейке, который не требовал сложных акробатических движений, наличия хорошей координации и был менее травматичным, нежели «нижний» брейк.
После того, как танцоры стали выходить на улицы городов, образовывать свои «тусовочные» центры и обмениваться опытом, стало понятно, что калькирования движений с видеокассет недостаточно для дальнейшего развития и нужно создавать танцевальные школы.
Вместе с появлением многочисленных школ и кружков у брейкеров стал формироваться и характерный стиль одежды: обязательным элементом экипировки танцора считались белые кроссовки и белые перчатки, которые позволяли четко отслеживать рисунок танца в темноте.
Купить белые кроссовки при вечном советском товарном дефиците – задача непростая, поэтому брейкерам приходилось покупать коричневые или черные кеды, а затем подолгу вымачивать их в хлорке для обесцвечивания и подкрашивать белой краской. Просторные брюки, которые обеспечивали бы свободу движений, заменяли обычными спортивными штанами или кальсонами из Военторга, которые перекрашивали под джинсу.
Танцующие «нижний» брейк обзаводились куртками с капюшонами, кепками или беретами; танцоры «верхнего» дополняли свой имидж темными очками, шляпами. Ну и, конечно же, общей любовью пользовались такие аксессуары, как напульсники, перчатки, многочисленные карманы на одежде, цепочки и прочие украшения, подсмотренные у брейкеров из заграничных фильмов.
Со стороны общественности неприятие брейкеров если и существовало, то больше с позиции противостояния спекуляции. Многие молодые неформалы не стеснялись отправляться на промысел к гостиницам, где останавливались иностранные туристы и выпрашивать или выменивать у них нужные для экипировки предметы: банданы, кроссовки, джинсы и пр. Вот за такие поступки брейкера могли исключить из комсомола, выгнать из учебного заведения, написать отрицательную характеристику.
Однако с началом Перестройки ситуация с брейк-дансом кардинально изменилась: прибалтийские танцоры представили руководству местной организации ВЛКСМ этот «танец американских негров» как протест угнетенных произволом империализма, который прогрессивная советская молодежь поддерживает всеми возможными способами.
Впечатленная этой идеей, с 1986 года, Прибалтика при поддержке комсомольских организаций начинает проводить всесоюзные фестивали брейк-данса, после чего эстафету подхватывает Украина, Белоруссия и другие советские республики – так брейк был легализован по всей стране.
**************************************************************