Увеличение потребительского налога в Японии 1 октября 2019 года с 8% до 10%, основные особенности которого кратко изложены в этом небольшом обзоре, принесёт с собой дополнительное бремя для налогоплательщиков, о котором немного рассказано здесь.
На что будут потрачены дополнительные налоговые поступления?
Цели определены. Это несколько разделов социального обеспечения, которое раньше распространялось в основном на людей старшего поколения, но теперь, с этого повышения, считается «предназначенным для всех поколений».
Судя по всему, нынешнее повышение потребительского налога не изменит кардинальным образом ситуацию с ростом расходов на социальное обеспечение – демографическое старение в японском обществе прогрессирует. И этот вопрос потребует дальнейшей серьёзной проработки.
В этом видео из студии японской телевизионной сети ANN от 01.10.2019 (около шести минут) наглядно, на картинках, как это принято у японцев, и с комментариями, показаны цели, на которые пойдёт половина дополнительных налоговых поступлений, и серьёзная ситуация, которая будет складываться с ростом расходов на социальное обеспечение.
--------------------
Ставка потребительского налога увеличена до 10%. В течение двух дней, 30 сентября и 1 октября, всюду звучали термины «уменьшенная ставка налога» и «возврат в виде баллов».
Похоже, что отныне каждый раз в повседневной жизни, «открывая кошелёк», мы будем ощущать повышение налога.
Разберёмся подробнее, зачем повышен налог.
В студии – МАЦУМОТО Хироси, журналист из экономического отдела, занимающийся освещением деятельности Министерства финансов.
Для начала ещё раз рассмотрим, с какой целью был повышен налог.
0:54
Сильное отличие нынешнего повышения потребительского налога до 10% от предыдущих повышений заключается в том, что использование возникающих при этом дополнительных налоговых поступлений, которое раньше было сосредоточено в основном на пожилых людях, теперь предназначено для всех поколений, то есть распространяется и на молодое поколение.
1:00
Из 5,6 триллионов иен (3,36 триллионов рублей по курсу 60 рублей за 100 иен) дополнительных налоговых поступлений, которые возникнут в результате повышения налога, одна половина будет направлена на усиление устойчивости системы социального обеспечения, до настоящего момента испытывавшей дефицит (другими словами – на снижение нагрузки на будущие поколения), а другая половина – на следующие цели, включая новые услуги.
1:14
Здесь есть меры, предназначенные для пожилых людей:
повышение оплаты труда персоналу по осуществлению долгосрочного ухода*;
уменьшение тарифов страхования долгосрочного ухода;
финансовая помощь пенсионерам.
*Уход за пожилыми и больными людьми, или долгосрочный уход (по-японски – кайго), в Японии, где значительную долю населения составляют люди не просто пожилые, а требующие специального ухода, является серьёзным вопросом, который находится в фокусе внимания, как бизнеса, так и властей. В каком-то смысле длительный уход в Японии – это целая индустрия. Одной из задач, которые в этой индустрии приходится решать – это обеспечение кадрами, включая повышение привлекательности работы в качестве сотрудника по уходу за пожилыми и больными людьми на дому либо в специальном учреждении.
Но теперь к мерам для пожилых людей добавлены и другие меры, предназначенные для молодых поколений:
решение проблемы очередей в детские ясли путём увеличения количества мест*;
финансирование бесплатного высшего и среднего специального образования;
финансирование бесплатного дошкольного образования.
*Вопросу дефицита мест в детских яслях в Японии уделяется серьёзное внимание, и соответствующие программы предусматривают увеличение их количества не только за счёт расширения сети муниципальных детских яслей, но и обустройства детских яслей при предприятиях.
Действительно, если взглянуть таким образом, то всё выглядит так, что эта помощь предназначена для всех поколений, но для её получения существуют определённые условия.
Об условиях получения помощи за счёт дополнительных налоговых поступлений - комментарий МАЦУМОТО Хироси:
1:51
Возьмём, к примеру, финансовую помощь пенсионерам. Она предусматривает увеличение пенсии на 5 тысяч иен (около 3 тысяч рублей) в месяц. Но предназначена эта помощь для людей с низким уровнем доходов.
1:56
Изображённая рядом опция уменьшения тарифов страхования долгосрочного ухода, которая сделает страховые взносы меньше на 1 тысячу иен (около 600 рублей) меньше в месяц – она тоже предназначена для людей с низким уровнем доходов.
2:03
По финансированию бесплатного дошкольного образования – это для семей, воспитывающих детей, также как и увеличение количества мест в детских яслях. А финансирование бесплатного высшего и среднего образования предусмотрено для семей с низким уровнем доходов.
То есть, воспользоваться такими видами помощи можно только при определённых условиях. И, хотя использование дополнительных налоговых поступлений и называют предназначенным для всех поколений, всё-таки воспользоваться этими благами смогут не все.
2:17
Ведущий ТВ Асахи ВАТАНАБЭ Норицугу:
Но ведь, на самом деле, государственных финансов ля полноценного социального обеспечения не хватает. Накануне выборов в Палату советников* премьер-министр АБЭ заявлял, что в течение десяти последующих лет не будет необходимости в повышении потребительского налога. Являются ли государственные финансы Японии действительно незыблемыми? И если да, то насколько и до какой степени они незыблемы? Как обстоят дела на самом деле?
*Палата советников – верхняя палата парламента Японии. Срок полномочий депутатов этой палаты составляет 6 лет, но выборы, во время которых заново избирается половина состава этой палаты, происходят один раз в три года. На очередных выборах в эту палату , состоявшихся 21 июля 2019 года, правящая коалиция во главе с Либерально-демократической партией Японии (ДЗИМИНТО) завоевала более половины заново избираемых мест, сохранив в этой палате большинство.
2:49
МАЦУМОТО Хироси:
Взглянем на эту диаграмму.
Здесь изображены прогнозируемые суммы расходов на социальное обеспечение, в виде сумм, которые уходят на те или иные цели:
голубой цвет – пенсии;
жёлтый цвет – длительный уход за пожилыми и больными людьми;
зелёный цвет – медицинская помощь;
серый цвет – прочее.
В 2019 финансовом году общая сумма составит около 123,7 триллионов иен (около 74 триллионов рублей по курсу 60 рублей за 100 иен). Около 60% этой суммы покрывается за счёт страховых взносов, а для остальных 40%, которые необходимо покрывать бюджетными расходами, не хватает 20 триллионов иен (около 12 триллионов рублей). Этих 20 триллионов иен не хватает с учётом увеличенного до 10% потребительского налога.
Потребительский налог до этого повышался до 5%, потом до 8%, теперь до 10%, и изначально пять четвертых суммы дополнительных налоговых поступлений, получаемых от увеличения налога, направлялись на покрытие этого дефицита. Но, поскольку для обычных людей в таком случае не возникает никаких плюсов, то в этот раз большое внимание было уделено содержательной части, в той форме, чтобы она была видна непосредственно. В итоге получается так, что та часть, которую можно использовать на покрытие дефицита, уменьшается, и дыра в 20 триллионов иен остаётся незакрытой.
Но ведь если так будет дальше, придётся либо сокращать финансовую помощь, либо увеличивать ту нагрузку, которые берут на себя сами люди*.
* Во многих случаях государство финансирует не всю стоимость услуг, компенсируемых как услуги социального обеспечения. Какую-то часть оплачивает сам потребитель, и размер этой нагрузки в принципе может быть пересмотрен, что само по себе может стать непростым решением.
4:01
Ведущий ВАТАНАБЭ Норицугу:
В особенности здесь – существует так называемая «проблема 2025 года», которая заключается в том, что почти все люди из «поколения данкай»* переступят порог 75-летия. Когда наступит этот год, то резко вырастут расходы на социальное обеспечение – медицинская помощь, длительный уход и прочие. И это уже известно (на показанной диаграмме указана цифра – около 140 триллионов иен, или около 84 триллионов рублей по курсу 60 рублей за 100 иен).
*«Данкай-но сэдай» (условно – «поколение-глыба») – это поколение послевоенного бэби-бума в Японии. Люди, прошедшие через период бурного экономического роста и «экономику пузыря». Согласно статистике Министерства здравоохранения, труда и благосостояния Японии, в период с 1947 по 1949 годы родились в общей сложности более 8 миллионов представителей этого поколения. Термин «данкай-но сэдай» был впервые введён в обиход видным японским государственным чиновником, писателем и публицистом САКАЙЯ Таичи в одноименной книге «Данкай-но сэдай».
МАЦУМОТО Хироси:
Да, считается, что, когда люди переступают порог 75 лет и становятся так называемыми «людьми второго периода пожилого возраста»*, расходы на медицинскую помощь и длительный уход резко увеличиваются. Кроме того, когда наступит 2040 год, доля людей старше 65 лет в возрастной структуре населения достигнет своего пика, и сумма расходов на социальное обеспечение составит около 190 триллионов иен (около 114 триллионов рублей по курсу 60 рублей за 100 иен). То есть она увеличится почти на 70 триллионов иен в сравнении с нынешним значением.
* «Людьми первого периода пожилого возраста» считаются люди в возрасте от 65 до 74 лет.
4:45
Ведущий ВАТАНАБЭ Норицугу:
Если мы посмотрим на эту голубую часть – пенсии, а также размер средств, идущих на длительный уход, и на медицинскую помощь – в будущем они будут только расти. И если это не обсуждать по существу прямо сейчас, то, я думаю, страна не будет состоятельной.
МАЦУМОТО Хироси:
Да. Для того чтобы с этим справляться, надо либо увеличивать налоговые поступления, либо снижать эти расходные части. В общем и целом, есть только такие пути. Но премьер-министр АБЭ говорит, что в течение последующих 10 лет увеличение налога не потребуется, а это в итоге приведёт к обсуждению сокращения выплат пособий.
Ведущий ВАТАНАБЭ Норицугу:
Считается, что государственный долг Японии составляет сейчас около 1.100 триллионов иен (около 660 триллионов рублей по курсу 60 рублей за 100 иен), и здесь большую роль будет играть то, какое влияние окажет повышение потребительского налога на экономическую активность. Уже скоро начинается сессия парламента, и обсуждение этих вопросов нужно обсуждать серьёзно, невзирая на принадлежность партий к правящей стороне или к оппозиции.
------------------------------------