Найти тему

Роль фонетического восприятия в процессе формирования речевых умений и навыков младших школьников в период обучения грамоте

https://unsplash.com/photos/4K2lIP0zc_k Ben White
https://unsplash.com/photos/4K2lIP0zc_k Ben White

Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1–ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7–летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых программой.

Ведущие учёные (Г.А. Каше, И.К. Колпоковская, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Г.Е. Чиркина, А.В. Ястебова и др.) доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребёнка и его возможностями овладения грамотой.

Одной из основных задач педагогической работы с детьми, испытывающими трудности в обучении грамоте, является формиро- вание у них психологической готовности, достаточного уровня общего развития и умственных способностей. В современной методике обучения грамоте общепризнанным является положение о том, что практическое ознакомление со звуковой стороной слова – необходимая предпосылка для овладения чтением, а в последствии и письмом.

Элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребёнка - на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции.

Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. По мнению известного психолога Д.Б. Эльконина, «чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной модели)». К.Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко–слоговое строение слова».

То есть, если мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.

Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным многих современных исследователей одно и то же, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

Формирование правильного произношения зависит от способ- ности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи проис- ходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинесте- тических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико – синтетической деятельности, благодаря которым ребёнок отличает признаки одних фонем от других.

При помощи аналитико – синтетической деятельности происходит сравнение ребёнком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостаточность анализа и синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Однако, если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом.

Готовность к обучению грамоте заключается в достаточном уровне развития аналитико – синтетической деятельности ребёнка, т. е. умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.

Звуковой анализ в отличие от фонематического восприятия (при нормальном речевом развитии) требует планомерного специального обучения. Подвергаемая звуковому анализу речь из средства общения превращается в объект познания.

В период обучения грамоте детям с фонетико фонематическим недоразвитием речи следует уделить особое внимание.

Необходимыми предпосылками для обучения грамоте являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а так же наличие элементарных навыков звукового анализа.

Подчеркнём, что все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены. При чтении у детей наиболее типичны следующие ошибки:

  • трудности слияния звуков в слоги и слова;
  • взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих шипящих, твёрдых мягких, звонких глухих)
  • побуквенное чтение (Р, Ы, Б, А)
  • искажение слоговой структуры слов;
  • слишком медленный темп чтения;
  • нарушения понимания прочитанного.

К числу типичных недостатков письма у таких детей относятся:

  • замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам;
  • пропуски гласных;
  • пропуски согласных в их стечении;
  • слияние слов на письме;
  • раздельное написание частей одного слова;
  • орфографические ошибки (Львов, 2012, 101).

Состояние звукопроизношения этих детей характеризуется следующими особенностями:

  • Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции, например: вместо [с], [ш]– [ф], вместо [р], [л] – [л`], [й], вместо глухих; свистящие и шипящие (фрикативные) заменяются звуками [т], [т`], [д], [д`].
  • Замены группы звуков диффузной артикуляцией. Вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков произносится средний, неотчётливый звук, вместо [ш] и [с] мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т] нечто вроде смягчённого [ч].
  • Нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по инструкции изолированно ребёнок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими.
  • Искажённое произношение одного или нескольких звуков. Ребёнок может искаженно произносить 2 – 4 звука или говорить без дефектов, а на слух не различать большее число звуков из разных групп.

Знание форм нарушения звукопроизношения помогает определить методику работы с детьми. При фонетических нарушениях большое внимание уделяют развитию артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики, при фонематических нарушениях развитию фонема- тического слуха.

Кроме перечисленных особенностей произношения и фонема- тического восприятия у детей с ФФНР наблюдаются: общая смазанность речи, нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, употреб- ление предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).

Только при чётком, правильном произношении, возможно, обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно, способствует закреплению у ребёнка существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи.

Для таких детей становится весьма затруднительным обучение в обычных классах, им требуется коррекционное обучение, чтобы большинство из них овладели речевыми умениями и навыками. Задачи коррекционного обучения включают в себя не только исправление дефекта, но и обязательное освоение детьми чтения и письма, то есть формирования у них речевых умений и навыков. Роль учителя в том, чтобы сделать так, чтобы мысли маленького школьника «не выскакивали растрёпанными и полуодетыми, чтобы вызвать интерес к родному слову, правильно научить младшего школьника слушать, говорить, сочинять и писать.