Найти в Дзене

Писатель Чернышевский и его "Что делать?"

Оглавление
Роман "Что делать был написан Н;Г. Чернышевским во время следствия, в заключении
Роман "Что делать был написан Н;Г. Чернышевским во время следствия, в заключении

Николай Гаврилович Чернышевский - один из первых политзаключенных 19 века и "икона" революционно-демократического движения в России вплоть до 1917 года.

Роман Чернышевского "Что делать" в свое время оказал сильнейшее действие на В.И.Ульянова, по его собственному выражению "перепахал его всего".

Давайте приглядимся внимательно и без традиционной восхвалительной фразеологии и к роману и к его автору.

-2

1 Н.Г. Чернышевский - жизнь и судьба до Петропавловки

Но сначала - давайте вглядимся в лицо "социалиста-утописта". Правильные черты лица, высокие скулы, прямой нос. Довольно таки длинные волосы под "каре" - все одной длины. Потом такую же прическу будет носить молодой Алексей Пешков, он же Максим Горький.

Усы и борода - не эспаньолкой, а почти что лопатой. Лоб покатый. гладкий. Брови привычно нахмурены (между ними уже образовалась первая морщинка). Не небольших глазах - очки. Но такое впечатление, что очки - просто часть учительского образа, вместе с бородкой. Взгляд серьезный и какой-то беспокойный, нерадостный.

Начало жизни Николая Чернышевского удивительно похоже на начало жизни Добролюбова. Николай Чернышевский родился в 1828 году в Саратове, в семье священника и до 14-летнего возраста воспитывался дома. Много читал, восхищал окружающих своей начитанностью.

15 лет поступил в семинарию, учился там до 18-летнего возраста, после чего учится в С-Петербурге, в университете, на историко-филологическом отделении. Учился отлично, много читал и особенно ценил Гегеля и Фейербаха.

Закончив университет, женится и едет в Саратов преподавать в гимназии. Но процесс уже пошел - молодой учитель истории не скрывает свое восхищение Великой французской революцией и западноевропейскими идеями "свобода-равенство-братство". Естественно, что надолго он с такой идеологией в царской гимназии не задерживается.

Начинает писать публицистику - и тут разносторонние знания и поставленная в семинарии и университете рука помогают ему в литературной деятельности.

Еще немного преподает - в С-Петербургском кадетском корпусе, но вскоре вступает в конфликт с офицером и подает в отставку.

Николай Чернышевский становится в 1854 году штатным сотрудником,а уже в 1855 году - фактическим главредом знаменитого "Современника". Старался сделать из литературно-публицистического издания российский вариант "Колокола", с критикой правительства и едкой сатирой (тут особенно постарался любимец Чернышевского Добролюбов). В результате несколько известных литераторов, в том числе Тургенев, порывают отношения с "Современником".

С 1855 по 1861 год Чернышевский на взлете. Он руководит и "Современником" и "Военным сборником", пишет и печатает труды по философии и эстетике.

Его работа «Эстетические отношения искусства к действительности» претендует на ученое звание автора и служит для выражения новой философии в литературе и обществе - не "искусство для искусства", а искусство как способ отображения красоты реальной жизни.

Казалось бы безобидный тезис, но спустя несколько лет Писарев доведет его до крайности - "Сапоги выше Пушкина" в том смысле что предметы материального мира всегда значат больше. чем произведения искусства.

иллюстрация на тему Крымской войны
иллюстрация на тему Крымской войны

2 Прокламация и Петропавловская крепость

Чтобы лучше понимать что было дальше - надо хорошо понимать, на фоне какого исторического пейзажа был нарисован портрет Чернышевского.

Конец сороковых годов 19 века - это издание "Коммунистического манифеста" Карла Маркса, революционные события в Германии, Австрии, Венгрии, которые позже поэтично назовут "весна народов";

1853 - 1856 год - Крымская война, так счастливо для России начавшаяся победой в Синопском сражении, героически продолжившаяся обороной Севастополя и бездарно закончившаяся Парижским мирным договором. По этому международному пакту Черное море становилось нейтральной зоной а земли в устье Дуная отходили от России к Молдавии, под иностранный протекторат.

1855 год - умирает Николай Первый, на российский престол вступает Александр Второй, будущий царь-освободитель.

В общем - общество неспокойно и ждет перемен. А на волне "Весны народов" эти перемены кажутся неизбежными.

И вот они наступают. В 1861 году публикуется Высочайший манифест, которым уничтожалась крепостная зависимость крестьян и фиксировались меры переходного периода - чтобы все земельные и имущественные вопросы между помещиками-землевладельцами и крестьянами-работниками были решены эффективно и по возможности компромиссно.

И вот тут Чернышевский ярко демонстрирует основную черту своего мировоззрения. Он видит не то, что есть, а то, чего нет. У него "Стакан наполовину пуст" и он негодует по поводу этой пустоты, не замечая наполненной половины.

Чернышевский ведет себя как настоящий "иностранный агент" - он пишет и пытается распространить прокламацию "Барским крестьянам от их доброжелателей поклон". В этой прокламации - полное уничтожение всего смысла и значения Манифеста.

Только в словах и выходит разница, что названья переменяются. Прежде крепостными, либо барскими вас звали, а ноне срочно-обязанными вас звать велят; а на деле перемены либо мало, либо вовсе нет.
А то и вот ещё в чем воля и у французов, и у англичан: подушной подати нет... Пачпортов нет; каждый ступай куда хочет, живи, где хочет, ни от кого разрешения на то ему не надо..

Вывод может сделать любой мужик: царь нас обманул, надо сделать так, как у французов и англичан. Пора браться за вилы и топоры.

По сути дела прокламация Чернышевского была призывом к гражданской войне в России. И только своеобразие российской ментальности - тот, кому отдали прокламацию для размножения оказался полицейским агентом - не дали этой "бомбе" взорваться в гуще русского народа.

С середины 1863 года Чернышевский находится под следствием в Петропавловской крепости. Там он "ведет упорную борьбу со следственной комиссией" и даже объявляет голодовку, продолжившуюся, впрочем, только 9 дней. А еще Николай Гаврилович пишет - и "Что делать?" и другие произведения.

Реакционное царское правительство не препятствует тому, чтобы издать роман узника - и в 1863 году "Что делать" печатают в "Современнике", в то время как автор все еще "сидит".

В феврале 1864 года Чернышевский был приговорен к каторжным работам сроком на 14 лет без права возвращения из Сибири. И хотя император Александр II сократил каторгу до семи лет, Чернышевский пробыл в тюрьме более двух десятилетий.

О чем же этот роман, которым мучили почти сто лет несколько поколений советских школьников и студентов?

Портрет Г. Гиршман кисти Серова
Портрет Г. Гиршман кисти Серова

3 Что делать? Краткое содержание

История прогрессивной семьи Веры Павловны Розальской и студента Дмитрия Сергеевича Лопухова. Брак заключен по расчету, чтобы романтично настроенная Вера не была вынуждена выходить замуж за гадкого, но богатого офицера Сторешникова.

У молодых - девственный брак. Они называют друг друга на "Вы" и спят в разных комнатах. Вера Павловна начинает заниматься мелким бизнесом - открывает швейную мастерскую. у Дмитрия Сергеевича частная практика.

Появляется друг семьи - доктор Кирсанов, и Вера Павловна наконец то находит в кого ей влюбиться. Чувство взаимно.

Благородный Лопухов инсценирует свою смерть (предсмертная записка, простреленная фуражка, труп не найден, но его могло унести течением) и Кирсанов с Верой Павловной соединяют свои судьбы.

Ключевой момент, сделавший произведение узника Петропавловской крепости любимым произведением революционеров - появление "особенного человека" Рахметова.

Происходя из богатой семьи, Рахметов продал имение, деньги раздал своим стипендиатам и теперь ведёт суровый образ жизни: отчасти из-за того, что считает для себя невозможным иметь то, чего не имеет простой человек, отчасти — из желания воспитать свой характер.

Так, однажды он решает спать на гвоздях, чтобы испытать свои физические возможности. Он не пьёт вина, не прикасается к женщинам.

Рахметова часто называют Никитушкой Ломовым — за то, что он ходил по Волге с бурлаками, чтобы приблизиться к народу и приобрести любовь и уважение простых людей.

Ломов-Рахметов подает Вере Павловне записку от якобы мертвого Лопухова, из которой становится ясно, что он вовсе не покончил с собой, а просто эмигрировал в Англию.

Заканчивается роман утопическим хеппи-эндом. Супруги Кирсановы ведут активный образ жизни - они много работают (у Веры Павловны уже две мастерские) и много общаются. В череде их знакомых - некое семейство Бьюмонтов. На самом деле это Лопухов и его новая супруга Екатерина Васильевна.

Кирсановы и Бьюмонты поселяются в одном доме и вместе занимаются общественно -полезной деятельностью. Мадам Бьюмонт тоже заводит себе швейную мастерскую.

Чтобы понять художественную значимость данного произведения (точнее ее отсутствие) - достаточно сказать, что за все существование СССР была предпринята всего одна попытка экранизировать роман, в 1971 году режиссером Надеждой Марусаловой.

И та, несмотря на обилие прекрасных актеров (Александр Лазарев, Леонид Броневой. Людмила Гурченко, Лев Дуров, Валентин Смирнитский и пр) фактически провалилась. Картонные персонажи и надуманный сюжет не выдержали воплощения в реальную жизнь, даже посредством киноискусства.

Маловато будет! Чернышевский вполне мог взять себе это в изречение в виде девиза по жизни
Маловато будет! Чернышевский вполне мог взять себе это в изречение в виде девиза по жизни

4 Чернышевский на каторге и после. И на камнях растут деревья

Но вернемся к Николаю Гавриловичу Чернышевскому. В июне 1864 года была совершена "гражданская казнь" над Чернышевским - его вывели на публичное место, над его головой была сломана шпага и он был объявлен государственным преступником, лишенным всех прав состояния.

Затем Чернышевский был этапирован в Усолье, на солеваренный завод в Сибири. Однако к тому моменту популярность Чернышевского уже настолько велика, что местные власти, опасаясь влияния Чернышевского на местных ссыльных, просят отправить его еще подальше.

В 1866 году Н. Г. Чернышевский был переведён в Александровский Завод Нерчинского округа, в 1867 году в Акатуйскую тюрьму. По окончании семилетней каторги его переводят в 1871 году в Вилюйск. В 1874 году ему официально предложено освобождение, но он отказывается подать прошение о помиловании. Утопист-максималист, он таким и остается до конца своей жизни.

В ссылке Чернышевский продолжает заниматься литературными трудами: им было написано еще несколько публицистических произведений, воспоминаний о современниках. Но самой большой его работой были переводы: с 1884 по 1888 года он переводит на русский язык 12 томов "Всеобщей истории" Г.Вебера.

В 1889 года Чернышевский возвращается из Сибири в Россию, в родной город Саратов.Но тут видимо судьбе было угодно поставить точку в этой удивительной судьбе - через три месяца после возвращения Николай Гаврилович Чернышевский заболевает малярией (в октябре месяце! откуда комары?) и умирает на 61-м году жизни.

Источники:
Богословский Н. В. Николай Гаврилович Чернышевский. М. : Молодая гвардия, 1955,
Гуральник У. А. Революционно-демократическая эстетика и критика 60-х годов. Чернышевский, Добролюбов

-6

Канал "Исторические портреты" - только факты в доступной увлекательной форме о людях минувшего. Подписывайтесь на канал, ставьте "лайк" и делайте репосты в соцсетях. Канал "Исторические портреты" - ваш верный помощник в море истории и культуры нашей страны.