Первый роман об Остапе Бендере получил широкую известность не только в СССР. Пожалуй, одна из немногих книг, которая по праву может носить опошленный бездумным употреблением эпитет «культовая». Да, за границей не могли понять все тонкости нэпа. Но сюжет и образ главного героя получились настолько привлекательными, что «12 стульев» принялись экранизировать в разных странах. Впрочем, нередко отходя от первоисточника очень далеко.
Сегодня мы возьмем для сравнения американскую версию Мэла Брукса, относительно недавний мюзикл с Николаем Фоменко и две классические комедии из советских 70-х. Наверняка, основная борьба развернется именно между ними.
В общем, лед тронулся, господа присяжные заседатели…
Оценка зрителей
Я вот люблю фильмы и Гайдая, и Захарова. И не одобряю ненависть, которую изливают в интернете, некоторые зрители, которым нравится только одно прочтение. Оно, конечно, понятно: кто чем богат, то и изливает. Почему-то особенно усердствуют ярые фанаты Гайдая, используя такой понятийный аппарат: «блевотина», «крашеный пи…ор» и т. д. Поклонники Захарова, вроде, в высказываниях были более интеллигентны, хотя и в этой семье не без урода. Это, конечно, не исследование, а поверхностное впечатление от просмотра некоторых форумов.
Однако же оставим в стороне оскорбления и обратимся к бесстрастным цифрам. Первый показатель – это голоса пользователей «Кинопоиска», второй – с IMDb.
Брукс, 1970 – 5,6 и 6,5
Гайдай, 1971 – 8,2 и 8,3
Захаров, 1976 – 8,5 и 8,3
Паперник, 2005 – 3,7 и 3,4
Счет после первого раунда
Брукс – 12,1
Гайдай – 16,5
Захаров – 16,8
Паперник – 7,1
Близость к тексту
Отступления есть везде – и это нормально, правильно и необходимо: кино и литература – разные вещи. Важно, чтобы к первоисточнику было уважение, чтобы из книги бралось лучшее. Искрометные репризы Остапа лучше всего переданы, конечно, в советских фильмах.
Брукс обошелся без клюквы, насколько это было возможно. Но конец у него счастливый. Впрочем, от катарсиса отказался и Леонид Гайдай – это было бы не в его духе. Но все же сюжету он следует достаточно точно. Сделаем поправку на то, что у него было только две серии против четырех у Марка Захарова.
Современный мюзкил? Да ну бросьте… Здесь, хоть и следовали основной канве, но наворотили «оригинальности».
Брукс – 0
Гайдай – 1
Захаров – 1
Паперник – 0
Счет после второго раунда
Брукс – 12,1
Гайдай – 17,5
Захаров – 17,8
Паперник – 7,1
Звездность актерского состава
Все-таки в нашей стране «Двенадцать стульев» больше чем роман. Его разносили критики, экранизировали, инсценировали, по нему даже гадали. Поэтому известных имен во всех отечественных версиях, конечно, намного больше, чем за океаном. Там это просто одна из авантюрных комедий.
Гайдай вывел на экран таких звезд: Михаил Пуговкин, Наталья Крачковская, Юрий Никулин, Наталья Варлей, Клара Румянова, Владимир Этуш, Георгий Вицин, Савелий Крамаров. И это еще не все.
Ответ Захарова получился достойным (к тому же были люди, сыгравшие в обоих фильмах): Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Ролан Быков, Олег Табаков, Татьяна Пельтцер, Любовь Полищук, Николай Караченцов, Зиновий Гердт за кадром. И снова список можно продолжать.
Новогодний мюзикл Максима Паперника уже по самому жанру предполагает большое количество узнаваемых имен: Николай Фоменко, Илья Олейников, Анжелика Варум, Юрий Гальцев, Людмила Гурченко, Александр Семчев. Не все они известны как драматические актеры, но в популярности сомнений нет.
Брукс – 0
Гайдай – 1
Захаров – 1
Паперник – 1
Счет после третьего раунда
Брукс – 12,1
Гайдай – 18,5
Захаров – 18,8
Паперник – 8,1
Музыка
Атмосферу театрализованной постановки Марка Захарова во многом определили мелодии Геннадия Гладкова. А в главной песне «Белеет мой парус» сошлись и прекрасный мотив, и яркие стихи Юлия Кима. Аферист с душою Лермонтова – вот ключ к пониманию образа центрального героя. Целая россыпь шлягеров, блистательно исполненных Мироновым, конечно, перекрывает застольную песню о закатах словно кровь над баобабами.
В телевизионном мюзикле же песен было достаточно. Но кто-то их поет?
Брукс – 0
Гайдай – 0
Захаров – 1
Паперник – 0
Счет после четвертого раунда
Брукс – 12,1
Гайдай – 18,5
Захаров – 19,8
Паперник – 8,1
Художественные достоинства
Снятый для телевидения фильм 2005 года преследовал лишь одну цель: развлечь публику за новогодними столами. Кажется, даже тогда не развлек. И во многом авторы отталкивались от классической ленты Захарова.
Работа Брукса, несомненно, более основательная. Это не шедевр, но снято очень добротно. Если не вздыхать и не сотрясать воздух возгласами о непонятной русской душе, то американский фильм вполне можно посмотреть. Он легкий и приятный.
Все-таки и здесь основное соперничество между двумя великими советскими режиссерами. Гайдаю намного лучше удались сцены с эксцентрикой. Собственно, он главный мастер этого дела в нашем кинематографе. Грицацуева, бегающая за Бендером, шахматисты, бегающие за Бендером. Попытки Остапа нарисовать сеятеля. Крах отца Федора, порубившего стулья на берегу. Эти эпизоды врезаются в память.
Захаров же взял другим. Конечно, его прочтение глубже. Веселые репризы Ильфа и Петрова зазвучали по-гоголевски: смех сквозь слезы. И совсем не проходным афоризмом звучит вылетевшая из уст Остапа-Миронова фраза: «Жизнь, господа присяжные заседатели, - это сложная штука, но, господа присяжные заседатели, эта штука открывается просто, как ящик». Тут уже другой жанр – трагикомедия. Этот Остап гонится не за деньгами, а за мечтой.
Молчите, молчите, прошу, не надо слов.
Поверьте бродяге и поэту.
На свете есть город моих счастливых снов -
Не говорите, что его нету.
Брукс – 0
Гайдай – 1
Захаров – 1
Паперник – 0
Итоговый счет
Брукс – 12,1
Гайдай – 19,5
Захаров – 20,8
Паперник – 8,1
А вы какой вариант больше любите?
Другие кинодуэли:
Две версии оперетты Дунаевского
"Убийство в Восточном экспрессе"
Два фильма о Ганнибале Лектере
4 версии "Тихого Дона"