Своё самостоятельное знакомство с городом я начала с освоения столичной подземки, где первым делом заблудилась
В дебрях подземелья
Мое самостоятельное знакомство с Москвой началось с освоения столичной подземки. Друзья, в буквальном смысле, «за ручку» довели меня до ближайшей станции метро, помогли приобрести карточку (после некоторых прений остановившись на числе поездок «десять»), показали «на пальцах» каким местом и куда ее прикладывать, чтобы пройти через турникет, и, со слезами на глазах, отправили в неизвестность.
К стыду моему, их худшие опасения подтвердились – я заблудилась, не смотря на врученную мне в руки схему и подробный инструктаж:
- Доезжаешь по желтой ветке до Третьяковской, переходишь на Новокузнецкую. Затем по зеленой ветке едешь до Театральной, там перейдешь на Площадь Революции…
Что, впрочем, было немудрено – ведь московский метрополитен похож на огромный подземный город. Каждая из его 182 станций самобытна и имеет свою историю. Многие из них признаны объектами культурного наследия, а все 12 станций кольцевой линии являются памятниками архитектуры.
В общем, посмотреть есть на что. Недаром один из зарубежных путеводителей назвал московское метро «памятником эпохе коммунистического режима, когда подземные дворцы со сверкающими люстрами, украшенные мозаиками, фресками и скульптурами, возводились для рядовых пассажиров». К слову сказать, на иностранных туристов, гуськом семенящих за что-то рассказывающим гидом и попутно успевающих фоткаться на фоне тех самых люстр, мозаик и фресок, здесь натыкаешься на каждом шагу.
А началось все в тридцатые годы прошлого столетия. Как бы смешно это сейчас не звучало, но в те времена на улицах Москвы привычным явлением стали трамвайные пробки. Просто-напросто городская трамвайная сеть перестала справляться с всевозрастающими пассажирскими перевозками - ведь население столицы к тому времени составляло без малого четыре миллиона человек.
15 июня 1931 года Пленум ЦК ВКП(б) принял постановление, в которое вошло и решение «…начать строительство метро в Москве как единственного средства быстрых и дешевых людских перевозок». Начальником строительства назначили Лазаря Когановича. Его именем и был назван первый в Советском союзе метрополитен, начавший свою работу 15 мая 1935 года. Имя Ленина метро получило только в 1955 году.
Первые схемы Московского метро выглядели как отдельные линии (очереди), пересекающиеся в Центральном пересадочном узле. Существует легенда о том, что Иосиф Виссарионович, выслушав очередной доклад о строительстве метрополитена, задумавшись, поставил кофейную чашку на проект. На схеме осталось круглое пятно, как раз на уровне центральной части города – так, якобы и появилась кольцевая линия и потому она на схемах обозначается коричневым цветом.
Как бы там ни было, на планах 1933 и 1938 года кольцевая линия действительно не была предусмотрена. Решение о ее строительстве было принято только в 1943 году. В настоящее время московский «круг» - отличительная черта столичной подземки, в других метро подобного нет.
Часа через два, изрядно поплутав, я все-таки поборола свой географический кретинизм и добралась до станции «Площадь Революции».
А из нашего окна Площадь Красная видна
У каждой столицы есть свой символы, по которым она безошибочно узнается. Не буду оригинальной, если скажу, что для Москвы таким символом является Красная Площадь.
Сегодня мало кто, кроме историков, помнит, что будущая главная святыня страны обустраивалась перед Кремлем в пятнадцатом веке всего лишь как полоса простреливаемого пространства. Постепенно площадь заняли торговцы, за что в народе ее прозвали «Торгом». А поскольку торговые ряды периодически выгорали, то за площадью закрепилось и другое название - «Пожар».
И только в конце семнадцатого века она получила свое настоящее имя - Красная. По одной из версий название это имело значения «красивая». Но некоторые дотошные ученые утверждают, что торговая площадь красивой быть не могла по определению. А поскольку в древнерусском «красным» называли еще и «главное», то отсюда и название – и действительно, Красная площадь стала в то время главной площадью Москвы, ибо на ней с Лобного места («лба» - возвышенности, от которой шел крутой спуск к Москве-реке) оглашались царские указы.
На этом месте постоянно толпится народ: кинуть здесь монетку – еще один всем известный прием для загадывания желаний. А еще говорят, если монетка упадет в определенную сторону, то в скором времени отправишься в путешествие в ту или иную страну.
Я не стала исключением и, встав на металлический пятачок, бросила за спину завалявшийся в кармане рубль. Впрочем, долететь до мостовой он не успел – с невероятной для своего возраста прыткостью его подхватила на лету какая-то бабулька. Издержки нашего времени – нищих, и не очень нищих, но охочих до, буквально, падающих с неба на голову, денег, здесь чуть ли не больше, чем туристов.
Ну, вот и главная площадь страны. Она кажется небольшой (по возвращении домой я залезла в инет и нашла ее размеры – действительно не так уж много: 330 на 70 метров).
Поэтому несколько удивительно, как же на ней помещается такое количество людей и техники, которое можно наблюдать во время торжественных парадов? Но, факт остается фактом – не только помещается, но еще и очень красиво передвигается.
На севере расположился Исторический музей, на юге - Храм Василия Блаженного. Каждое здание - исторический памятник, во всем - величие и отсутствие привычной суеты.ото автора
Перечислять все, чему была свидетелем Красная площадь, все равно, что писать историю страны - казни и торжественные выходы царей и патриархов, революционные сражения и торжественные похороны, парады и демонстрации, концерт Майкла Джексона и даже несанкционированная посадка самолета под управлением немецкого пилота-спортсмена Матиаса Руста…
Скажу одно, стоя на ее брусчатке, неожиданно понимаешь, что жизнь измеряется не днями и годами. Здесь иной ритм, иные отсчет и порядок времени, здесь невольно считаешь столетиями – таков закон исторического места…
____________________________
Продолжение истории: