Я время от времени слышу, как люди оперируют понятием «целостность» применительно к психике.
При этом часто подразумевается, что "целостное" - это то же самое, что "целое", не разделенное на части.
А дурачки-психологи, включая меня, часто предлагают выделять неких внутренних "героев", "части", "персонажей" и работать с ними. «Внутренний критик» и «внутренний ребенок», например, будут такими персонажами.
Клиенты расстраиваются, потому что «персонажи» или «части» - это плохо, и у целостного человека их быть не должно. Это признаки травмы и вообще фу.
На самом же деле целостность предполагает сложную внутреннюю структуру. Об этом нам, кстати, говорит даже словарь.
Проявляя, делая свои адаптации (персонажей, героев, качества, части) более ясными, человек выстраивает эту сложную структуру внутреннего мира.
Ее элементы больше не свалены в одну кучу и перемешаны (для этого есть замечательный психоаналитический термин «спутанность», значение которого более сложное, чем в моем тексте), а выстроены в определенном порядке, имеют значение и несут определенную нагрузку.
Сюда же относится и путаница с термином «интеграция». Психологи любят говорить, например, об интеграции тени.
Интегрированная тень не абстрактно растворяется в личности. Она встраивается в «структуру», о которой я пишу выше.
Хотелось бы быть краткой, но без связывания всего этого с "принятием себя" не обойтись(.
Есть правильная идея, что для принятия себя (и той самой «целостности», о которой я пишу в начале) человек должен перестать себя кошмарить.
Как же перестать себя кошмарить за те свои проявления, которые не одобряются обществом?
За жадность, зависть, наглость или наоборот робость?
Самый простой способ испортить эту правильную идею – сказать самому себе, что эти качества теперь хорошие и, да, я такой и вообще имею право. И любите меня теперь таким, какой я есть. И вообще кто сказал, что это плохо?
Тут у меня плохие новости: психика очень сложная штука и простых решений здесь не бывает. Если я просто переназову что-то, то это не приводит ни к интеграции, ни к целостности.
Это длительная работа.
Психолог вместе с клиентом замечают эти качества/персонажей, выясняют, как и зачем они появились, когда проявляются, каким образом служат адаптации клиента в социуме, стараются придумать и освоить и другие способы адаптации.
Кстати!
Когда я думаю про принятие себя, на ум приходит тело и бодипозитив. Там та же ошибка часто происходит. Люди думают, что бодипозитив это про то, что толстым быть хорошо.
В то время как это длительный и сложный процесс понимания своих отношений с внешностью, распутывания реальной реальности и той, которую печатают в глянцевых журналах, выстраивания связей между эмоциями, отношениями и едой.
Сложный, короче, процесс)).