Уже в конце первого года Первой Мировой войны всем воюющим сторонам стал очевиден позиционный тупик. Войска зарылись в землю, опоясались рядами колючей проволоки, прикрылись пулемётами. Прорвать такую оборону традиционные пехота и конница не могли. Немцы сперва попытались радикально решить эту проблему применением хлора, а затем и специально разработанных ядовитых газов. Но войска Антанты обзавелись противогазами и ответили им тем же оружием. Стало понятно, что изменить патовую ситуацию сможет только что-то принципиально новое.
Немцы, как известно, пошли по пути усовершенствования привычных методов, не изобретая принципиально нового оружия. В пехоте появились штурмовые отряды, артиллерию большого калибра начали использовать ещё более массированно. А вот англичане решили попробовать принципиально новое техническое средство — бронированные наземные машины на гусеничном ходу.
Саму эту идею выдвигали ещё до войны многие, как профессиональные военные, так и писатели, вроде известного фантаста Г. Уэллса. Главным инициатором создания танков во время войны стал военный журналист Эрнест Суинтон. Сперва его идея не встретила понимания военного руководства, и только в 1916 году ему поручили заняться её воплощением официально. К тому времени был уже готов первый прототип боевой машины. В феврале 1916-го её показали на полигоне военным, и было принято решение запустить серийное производство «модели Mk.I». Для пущей маскировки в документах её назвали tank, т.е. резервуар для воды.
Впервые танки применили в бою 15 сентября 1916 года в ходе битвы на Сомме. Практически неуязвимые для стрелкового оружия, танки оказали очень сильное психологическое воздействие на германскую пехоту. На немецких позициях были зафиксированы случаи самовольного оставления окопов и бегства в тыл. Англичане за один день продвинулись вглубь обороны противника на 5 км. Потери своей пехоты при этом были в 20 раз меньше обычных. Впечатлённый успехом, главнокомандующий британскими силами во Франции сэр Дуглас Хейг 19 сентября заказал Лондону более 1000 танков.
Но конструкция первого танка была далека от совершенства. Внешне танк кажется огромным, но большую часть его объёма занимали двигатель от гражданского трактора мощностью 105 л.с. и его трансмиссия. Кроме того, на танке устанавливались пара пушек и несколько пулемётов, у каждого из которых был немалый боекомплект. А экипаж первого танка насчитывал восемь человек. Внутри было, мягко говоря, тесновато.
Но теснота — сущая мелочь по сравнению с прочими неудобствами. Двигатель очень сильно грелся при работе, нормальная вентиляция не была предусмотрена. Температура воздуха внутри движущегося танка поднималась до 60 градусов, а сочетание высокой температуры с дымом от сгоревшего пороха при интенсивной стрельбе порой приводило к обморокам среди членов экипажа.
Внутри танка стоял постоянный грохот — глушители на выхлопные трубы не были предусмотрены. Поскольку танк представлял собой закрытую железную коробку с тонкими стенками, стрельба из своих пулемётов и попадания по танку пуль противника создавали адскую какофонию. Ещё хуже были осколки и рикошеты от попадавших в смотровые амбразуры пуль. Их пытались прикрыть прочным стеклом, но становилось только хуже — добавились осколки ещё и от этого стекла.
Но самым жутким было движение танка по перепаханному артиллерией полю боя. Хотя по современным меркам танк еле полз, но он постоянно проваливался гусеницами в воронки и траншеи. Никакой амортизации предусмотрено не было, равно как и рессор. Экипаж сидел на голом железе, в лучшем случае подстелив шинель. Учитывая резкие рывки по вертикали, при наезде на траншею или выезде из неё достигавшие метра по амплитуде, не приходится удивляться, что травмы позвоночника были профессиональным заболеванием первых танкистов.
Эти неудобства для экипажей были свойственны всем первым моделям танков, и не только английских. Конструкция танков постепенно совершенствовалась, двигатель вынесли в машинное отделение, подвеска стала подрессоренной, появились триплексы для наблюдения за полем боя. Но первым танкистам, лишённым всего этого, приходилось тяжело.
Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал Оружие, чтобы первым получать свежие статьи из мира новейший вооружений и военной истории!