Найти в Дзене

10 фактов о Ктулху и Великих Древних, которые вы могли не знать

Оглавление

Новую подборку фактов мы посвятили Ктулху, который уже много лет служит источником вдохновения для режиссеров, разработчиков и авторов интернет-мемов. Из нашего материала вы узнаете, какие ночные кошмары Говард Лавкрафт воплотил в своих рассказах, кто является родственником Ктулху, и что на самом деле написано в Некрономиконе.

1. Говард Лавкрафт

Литературный «отец» Ктулху – американский писатель Говард Филлипс Лавкрафт родился в городе Провиденс 20 августа 1890 года. Уже в детстве он показал себя одаренным ребенком с тягой к творчеству, и в возрасте 5-6 лет начал писать первые рассказы. Быстро сформировались и его литературные предпочтения. Наделенный отличными памятью и воображением, маленький Говард c упоением слушал своего деда, рассказывающего о «черных лесах и огромных пещерах, крылатых кошмарах и старых ведьмах».

Лавкрафт в разные годы жизни
Лавкрафт в разные годы жизни

В детстве писатель страдал от ночных кошмаров, в которых, как рассказывал он сам, «существа чудовищной расы хватали его за живот и уносили прочь сквозь бесконечную даль черного неба». Говард даже придумал чудовищам имя – Night Gaunts. Ну или, если в переводе, то «мверзи» или «полуночники». У них есть весьма подробное описание – «черные, худые и словно резиновые твари с рогами, хвостами в шипах, крыльями, как у летучих мышей, и совсем без лиц».

Если говорить об играх, то мверзи дебютировали еще в первой Alone in the Dark. Правда, там их, в отличие от книг, сделали фиолетовыми, но в остальном они хорошо узнаваемы. Кстати, согласно вселенной Лавкрафта, мверзи поклоняются Ноденсу – представителю так называемых Старших Богов и одному из главных противников Ктулху.

Мверзи из Alone in the Dark и арт на основе литературного оригинала
Мверзи из Alone in the Dark и арт на основе литературного оригинала

2. Великие Древние

Хотя творчество Лавкрафта в первую очередь ассоциируется с Ктулху, за свою жизнь писатель придумал больше десятка сравнимых с ним по могуществу созданий. Они получили название Великих Древних, а также Внешних и Старших Богов. Со временем в своих рассказах Лавкрафт даже стал использовать общую концепцию. Согласно ей, человечество – неразумная песчинка во Вселенной, что населена существами полубожественной природы, которые дремлют на Земле или затаились где-то в космосе.

Важной фигурой вселенной Лавкрафта является Ньярлатотеп, именуемый «Ползучим хаосом» и «Черным фараоном». Его можно наблюдать в древнем квесте Daughter of Serpents или в хардкорной метроидвании Sundered.

Книжный образ Ньярлатотепа (слева) и «Черный фараон» из Daughter of Serpents – кстати, он показывает вовсе не излюбленную металлистами «козу», а особое магическое знамение Вуриша
Книжный образ Ньярлатотепа (слева) и «Черный фараон» из Daughter of Serpents – кстати, он показывает вовсе не излюбленную металлистами «козу», а особое магическое знамение Вуриша

В книгах Лавкрафта можно прочитать и о Черной Козе Чащоб, более известной как Шаб-Ниггурат. Писатель не оставил описания этого порождения мрака, однако его последователи рисуют Шаб-Ниггурат как «туманную, облакоподобную массу на коротких козлиных ногах со множеством длинных, черных щупалец и роняющих слизь ртов». Именно Шаб-Ниггурат породила всех монстров в Quake, и именно она стала финальным боссом в этой игре. Шаб-Ниггурат также успела засветиться и в South Park: The Fractured But Whole – несмотря на пародийный дух этой игры, образ божества получился очень каноничным.

Шаб-Ниггурат из South Park: The Fractured But Whole (справа) ничем не отличается от принятого среди фанатов Лавкрафта образа
Шаб-Ниггурат из South Park: The Fractured But Whole (справа) ничем не отличается от принятого среди фанатов Лавкрафта образа

3. Ктулху

Но при всем уважении к той же Шаб-Ниггурат, именно Ктулху является самым известным из монстров, придуманных Лавкрафтом. Ждущее пробуждения в городе Р’льех на дне Тихого океана осьминогоголовое создание способно влиять на сновидения чувствительных людей и сводить их с ума.

-5

Являясь самым узнаваемым Великим Древним, Ктулху настолько полюбился разработчикам, что его имя нередко используют даже тогда, когда самого монстра в игре фактически нет. Как, например, в культовой Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth 2006 года. Несмотря на отлично переданную атмосферу произведений Лавкрафта, сам монстр фигурировал там только в виде изображений и статуи, вид которых мог повредить рассудок главного героя. При этом в игре можно было встретить прибывшее со звезд порождение Ктулху – неуязвимую для пуль, но не для огнемета уменьшенную и бескрылую копию своего прародителя.

-6

Но существуют игры, где темное божество можно собственноручно пробудить. Например, в одной из концовок новой Call of Cthulhu. Осьминоголикий появляется в кадре лишь на секунду, зато следующая за этим сцена красочно иллюстрирует ожидающее наш мир безумие и хаос.

4. Темная семейка

Согласно составленному Лавкрафтом генеалогическому древу, некоторые Великие Древние состоят в прямом родстве. Так еще одной чуждой человеку сущностью является Азатот, прозванный «Султаном демонов», которому приписывается сотворение мироздания. Именно Азатот породил Ньярлатотепа, а также Шаб-Ниггурат и ее супруга Йог-Сотота, существующего одновременно во всех временах и во всем пространстве и являющегося родственником самого Ктулху.

Один из образов Йог-Сотота, считающегося дедом (по другим данным - прадедом) Ктулху
Один из образов Йог-Сотота, считающегося дедом (по другим данным - прадедом) Ктулху

Примечательно, что с оглядкой на Йог-Сотота создавался Даэдрический Принц Непознанного Хермеус Мора из серии The Elder Scrolls. Как и лавкрафтовский монстр он всеведущ в делах мироздания и обладает тягой к накоплению запретных знаний. В адд-оне Dragonborn для Skyrim Хермеус Мора был показан в виде облака щупалец со множеством глаз и большим оком в центре, что вполне соответствует одной из форм Йог-Сотота.

Даэдрический Принц Хермеус Мора из адд-она к The Elder Scrolls V: Skyrim
Даэдрический Принц Хермеус Мора из адд-она к The Elder Scrolls V: Skyrim

5. Некрономикон

Некрономикон является, пожалуй, самой известной из вымышленных книг. Он тоже был придуман Лавкрафтом и с тех пор неоднократно фигурировал в массовой культуре, причем зачастую без привязки к творчеству писателя. Именно в фолианте с обложкой из человеческой кожи содержится полная история Ктулху и Великих Древних, и там же детально описаны связанные с ними ритуалы. Кстати, увлекавшийся в детстве сказками «Тысячи и одной ночи» и культурой Востока Лавкрафт даже взял себе арабский псевдоним Абдул Альхазред. Именно так писатель назвал впоследствии безумного некроманта и автора Некрономикона.

Согласно Лавкрафту, невидимый монстр сожрал Альхазреда на глазах застывшей от ужаса толпы – многие, кто прикасался к Некрономикону, плохо заканчивали
Согласно Лавкрафту, невидимый монстр сожрал Альхазреда на глазах застывшей от ужаса толпы – многие, кто прикасался к Некрономикону, плохо заканчивали

В играх этот фолиант можно встретить, например, в уже упоминавшейся Call of Cthulhu 2018 года. Там Некромикон лежит в сейфе, защищенном Знаком Старших Богов. Такая пятиконечная звезда с глазом или язычком пламени в центре обычно наносится на магические артефакты, чтобы противостоять Древним и их слугам. Некрономикон можно найти и в исторической RPG Kingdom Come: Deliverance, где он необходим для выполнения одного из квестов, и даже в третьем «Ведьмаке». Запретный том находится в библиотеке Каэр Морхена, а также продается в книжном магазине Новиграда. Причем сопровождающий книгу текст явно намекает на Великих Древних, которые «…терпеливо ждут и вот-вот поднимут голову, чтобы вскоре вернуться к давней славе». Ну, и конечно, нельзя не вспомнить «Зловещих мертвецов», ведь именно Некрономикон был причиной всех бед, что в фильмах, что в сделанных по их мотивам играх.

Некрономикон из Call of Cthulhu
Некрономикон из Call of Cthulhu

6. Ктулху и Вторая мировая

Вдохновленные произведениями Лавкрафта игры не всегда точно следуют канонам писателя – зачастую мотивы его творчества смешиваются с другими темами. Например, оккультные секреты Третьего рейха вылились в создание сначала настольной, а затем компьютерной пошаговой тактической игры Achtung! Cthulhu Tactics, где нацистская Германия призвала себе на помощь лавкрафтовских монстров.

В Achtung! Cthulhu Tactics на стороне нацистов тентакли, а это не шутки!
В Achtung! Cthulhu Tactics на стороне нацистов тентакли, а это не шутки!

Также лавкрафтовские мотивы отлично уживаются со стилистикой викторианской Англии. Достаточно вспомнить Bloodborne. Не секрет, что множество боссов и концепция мира были созданы под впечатлением от книг Лавкрафта. В момент, когда в игре про кровососущих чудищ и противостоящих им охотников появляются Великие Древние, а главный герой познает истинную суть вещей, Эбрахам Ван Хельсинг определенно уступает место Лавкрафту.

Лакрафтовская природа Ибраитас, дочери Космоса из Bloodborne так и рвется наружу
Лакрафтовская природа Ибраитас, дочери Космоса из Bloodborne так и рвется наружу

7. Глубоководные и Иннсмут

Расе глубоководных, впервые упоминавшейся в повести Лавкрафта «Тень над Иннсмутом», определено заметное место в творчестве писателя. Разумные человекообразные амфибии активно взаимодействуют с людьми и даже создают с ними семьи. Поклоняются они отцу Дагону и матери Гидре – младшим богам пантеона Древних, а также самому Ктулху.

Супруги отец Дагон и мать Гидра из Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth
Супруги отец Дагон и мать Гидра из Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth

В играх глубоководные встречаются часто, и тут можно в очередной раз вспомнить Alone in the Dark и Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth. Причем в «Зове Ктулху» был детально изображен и пропахший рыбой городок Иннсмут, и обитель глубоководных. Была даже возможность сразиться с Дагоном и Гидрой. А эпизод с бегством из гостиницы разработчики напрямую позаимствовали у Лавкрафта.

Книжный глубоководный и его собрат из Alone in the Dark
Книжный глубоководный и его собрат из Alone in the Dark

Отсылки на глубоководных можно найти и в первом «Ведьмаке», и в серии The Elder Scrolls. Например, в «Обливионе» есть квест «Тень над Хакдиртом». Городок Хакдирт уныл и неприветлив. На остановившегося в гостинице главного героя могут напасть местные жители, в городской церкви лежит библия Глубинных жителей, а из-под земли доносятся зловещие звуки дыхания обитающих в недрах чудищ-амфибий.

8. Аркхэм и Хребты безумия

Благодаря стараниям разработчиков, мы можем прогуляться по многим знаковым места, придуманным Лавкрафтом. Например, приключенческая игра Conarium, как и повесть «Хребты безумия», рассказывает о научно-исследовательской экспедиции в Антарктиду. Несмотря на смешанные воедино отсылки к разным произведениям писателя, большая часть игры проходит в знакомых по «Хребтам безумия» руинах и подземных туннелях, оставшихся на месте города неизвестной цивилизации.

Среди антарктических руин в Conarium можно обнаружить статуи расы Старцев
Среди антарктических руин в Conarium можно обнаружить статуи расы Старцев

Еще одну локацию из Conarium – Безымянный город в пустыне Руб-эль-Хали – согласно Лавкрафту когда-то населяла рептилоидная раса. Пустыня знаменита и тем, что автор Некрономикона Абдул Альхазред сочинил в ней знаменитые слова: «Не мертво то, что в вечности пребудет. Со смертью времени и смерть умрет». Обычно они ассоциируются с Ктулху и другими Древними.

Не менее яркие впечатления от виртуальной экскурсии можно получить в ролевой игре Stygian: Reign of the Old Ones. Ее события разворачиваются в придуманном писателем городе Аркхэме, что оказался затянут в мир Великих Древних. Здесь можно найти знакомые по книгам районы и пригороды, вроде кампуса Мискатоникского университета. Кстати, косвенной отсылкой на творчество Лавкрафта является название психиатрической лечебницы «Аркхэм» из мира Бэтмена.

В Stygian: Reign of the Old Ones Аркхэму «повезло» меньше всего. Не Ктулху пришел в город, а сам город затянуло в мир Великих Древних
В Stygian: Reign of the Old Ones Аркхэму «повезло» меньше всего. Не Ктулху пришел в город, а сам город затянуло в мир Великих Древних

9. Шамблер и Шогготы

Шамблер из Квейка также явно создавался под впечатлением от рассказов Лавкрафта, где он именуется Межпространственным бродягой. Согласно писателю, Бродяга «вечно испытывает голод и путешествует между измерениями в поисках пищи». С литературным прототипом игрового монстра роднит серо-белый цвет, острые зубы и неуемный аппетит.

Шамблер, он же Межпространственный бродяга, у Лавкрафта (слева) и у создателя Quake Джона Ромеро
Шамблер, он же Межпространственный бродяга, у Лавкрафта (слева) и у создателя Quake Джона Ромеро

Наиболее близкий к оригиналу образ Бродяги присутствует в Call of Cthulhu 2018 года, где чудище попадает в наш мир через картину художницы Сары Хокинс. В одной из сцен монстр вылезает из полотна в картинной галерее, а отбиться от него можно, вонзив в холст кинжал со Знаком Старших Богов. Кстати, творчество Сары Хокинс – отсылка к рассказу Лавкрафта «Модель для Пикмана».

Еще одним порождением фантазии писателя стали Шогготы – «бесформенные массы протоплазмы, способные принимать нужную форму». Когда-то они были созданы высокотехнологичной расой пришельцев, которую писатель назвал Старцами, но затем взбунтовались против своих творцов. Узнаваемые образы чудовищ можно найти в Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth и в Achtung! Cthulhu Tactics. Причем, если в последней игре этих монстров можно победить, то в первой остается только спасаться бегством.

Шогготы в Achtung! Cthulhu Tactics бывают разной длины, причем каждый сегмент тела имеет отдельную строку здоровья
Шогготы в Achtung! Cthulhu Tactics бывают разной длины, причем каждый сегмент тела имеет отдельную строку здоровья

10. Наследие Лавкрафта

В детстве Лавкрафт плохо ладил со своими сверстниками, поскольку даже для обычных игр во дворе он стремился придумать сценарий. По словам самого писателя, он ненавидел играть и танцевать просто так – ему всегда нужен был сюжет. Именно внимание к сюжету и особая атмосфера книг позволила Лавкрафту оказать такое влияние на современную культуру. Причем даже в тех случаях, когда вроде бы нет повода говорить о прямых отсылках.

Братские луны из Dead Space – жуткие планетоиды-некроморфы, пожирающие жизнь на других планетах
Братские луны из Dead Space – жуткие планетоиды-некроморфы, пожирающие жизнь на других планетах

Один из ярких примеров – серия Dead Space, в которой погружающийся в пучины безумия инженер Айзек Кларк сталкивается с силой инопланетных Обелисков. Чуждые реликвии не только возвращают умерших к жизни в виде некроморфов, но и вызывают галлюцинации, приступы жестокости и суицидальные наклонности у окружающих. Можно вспомнить и недавний сурвайвал Fade to Silence, который также оставляет после себя лавкрафтовское «послевкусие». В этой игре мир вечной зимы раскинулся на развалинах прежней цивилизации, а наш персонаж слаб, и его одолевает некая сводящая с ума сущность. В довершение всего, в воздухе зависли луны, состоящие из щупалец и руин мегаполисов.

Так называемые «Затмения» из постапокалиптической Fade to Silence – щупальца и психоделика прилагаются
Так называемые «Затмения» из постапокалиптической Fade to Silence – щупальца и психоделика прилагаются
-21