Найти тему
Фронтир и Дикий Запад

Любопытные факты о вояджерах, пешках меховой торговли в Канаде

Оглавление
Как существуют люди, занятые в этом трудном плавании, не разрушая своих конституций - это загадка, которую я совершенно не могу объяснить. Они вынуждены почти каждый час, когда почти тают от жары и падают в обморок от усталости, прыгать в воду, часто почти до плеч, и оставаться в ней, буксируя каноэ, до тех пор, пока они полностью не охладятся. Затем они пьют спиртное, которое принимают в любом удобном случае и через несколько минут снова обливаются потом   

(Edward A. Talbot 1824).

1. Название, национальный состав

«Voyageur», французское слово «путешественник», относится к работникам по контракту, которые с 1690-х по 1850-е годы служили гребцами на каноэ, перевозчиками грузов и обычными рабочими в фирмах по торговле мехом. Вот почему вояджеров также называли «engagés», свободное французское выражение, переводимое как «служащие». Вояджеры, находившиеся под управлением клерка (commis), отличались от «freemen» (свободных) людей, которые занимались меховым промыслом за свой счет, не будучи связанными контрактом. Большинство вояджеров были франко-канадцами, но были среди них и англичане, немцы и ирокезы.

На одной из точек маршрута меховой торговли
На одной из точек маршрута меховой торговли

2. Начало путешествия

Вояджеры были основной рабочей профессией Северо-Западной меховой компании (NWC), перевозившие меха и товары для торговли по маршруту протяженностью около 5000 км. После того, как каноэ были подготовлены и погружены, вояджеры отправлялись в начале мае из Лашина в свое длинное путешествие (поселок на юге острова Монреаль). Прежде чем покинуть обжитые места они плыли в Сен-Анн-де-Бельвю, где посещали церковную службу. Именно отсюда мужчины, получив благословение, уходили в долгий рейс, так как это была последняя церковь на острове Монреаль. 

Главный торговый меховой путь в Канаде от Монреаля до Большого невольничьего озера
Главный торговый меховой путь в Канаде от Монреаля до Большого невольничьего озера

3. Трудности путешествия

Ожидалось, что каждый вояджер будет работать по меньшей мере 14 часов в день, делая веслом 50 ударов в минуту и ​​сможет нести два «pièces» (тюка) по 90 фунтов (80 кг) на каждом портеже (фр. portage - волок, переправа грузов сух.путем). Профессиональными болезнями вояджеров от таких нагрузок были грыжи, переломы конечностей, искривление позвоночника, ревматизм. Путешествие по бурным рекам приводило к несчастным случаям на воде, а вечным спутником в лесах были тучи гнуса - комаров, мошек и мух. Лучшим репеллентом от кровососущих насекомых считалась смесь медвежьего жира и мочи скунса.

Портаж-волок на реке Оттава
Портаж-волок на реке Оттава

4. Распорядок дня

Распорядок дня вояжера был непосильным для неподготовленного к лесной жизни человека. В течение 6-8 недель он был в дороге, его будили уже в 3 часа ночи и отправляли в путь без завтрака. Примерно в 8 часов утра делалась остановка для завтрака на берегу. Около 2 часов дня на судне подавался полдник, зачастую он состоял из куска пеммикана или «бисквита» (сухаря ), который сосали и жевали на ходу во время гребли.

Каждый час на несколько минут делали остановку, чтобы люди могли выкурить трубку. Это событие было настолько важным, что расстояния измерялись именно в них: 3 трубки могут составлять 25-32 км пути. 32-километровое озеро будет измеряться как 4 трубки или 4 часа пути, в зависимости от направления и силы ветра и волн. 

С наступлением темноты каноэ разгружали и переворачивали используя как укрытие от непогоды. Ужин, который был предварительно приготовлен накануне вечером, был подогрет и подан. Мужчины ложились на землю, укутавшись в одеяло с головой под опрокинутыми каноэ. Дополнительно могли натягивать брезент для защиты от ветра и дождя. 

Ночью котел, наполненный 9 литрами гороха и воды, подвешивали над огнем, в варево добавляли полоски вяленой свинины. Всё это медленно варилось почти до рассвета, когда повар добавлял четыре «печенья» (сухаря) и продолжал дальше варить на медленном огне. На рассвете в лагере прозвучал призыв «lève lève nos gens» (вставайте, поднимайтесь люди!). Каноэ были выведены на воду и снова загружены. К этому времени разваренный горох и сухари наполняли котел до краев, похлебка была столь густой, что в ней как говориться палка стояла.

4. Манеры и внешность

На многих вояджеров часто смотрели как на лесных бродяг, лишенных всяких манер, которые уплетают свою пайку из шляп и карманов. Как правило вояджеры носили длинные волосы, которые служили некоторой защитой от комаров, Одежда состояла из рубашки, фетровой шляпы или красного, вязанного колпака- toque (фр. шапочка), пары леггинсов из шкуры оленя, длиной от лодыжек до колен, удерживаемые шнуром, прикрепленным к поясу вокруг талии, пары мокасин. Штанами служили бриджи, иногда вояджеры носили индейскую набедренную повязку (т.н. фартук). В холодное время года они надевали капот с капюшоном (зимнее пальто из торговых одеял ).

Костюм вояджера
Костюм вояджера

Самым культовым предметом одежды вояджера был его пояс - ceinture fléchée (пояс со стрелкой), он служил для подвешивания ножей, табачных кисетов, кружек. Особо важную роль он играл на портеже, служа для поддержки спины при транспортировке тяжестей, как современный атлетический пояс-штангиста.

На ежегодных рандеву (меховая ярмарка) на западе озера Верхнее в Гранд Портеж (c 1803 года в Форте-Уильям) им нравилось принарядится, они надевали чистейшую рубашку и укрепляли перья на свои фетровые шляпы.

5. Различные категории вояжеров

Существовали две основные категории вояджеров:

1) «Монреальцы» или «свиноеды», отправлявшиеся из Монреаля в Гранд Портеж для ежегодного рандеву и обратно. Термин «едок свинины» или «mangeur de lard» происходит из того факта, что франко-канадцы привыкли есть свинину, сваренную в супе - блюдо, которое очень нравилось трудолюбивым фермерам. В первые дни своего путешествия новичок вояджер пропускал свою ежедневную пайку и повторял слова «Ah! Sivous avions du lard» («Ах! Как бы я хотел, чтобы у нас была свинина!»); 

2) "Северные мужчины"или «охотники» были вояджерами, которые зимовали в глуби континента и везли свои меха в Гранд Портеж (или в Форт-Уильям), чтобы встретить летние бригады, прибывающие из Монреаля. В Высоких Землях (С-З Канады) практиковался обряд посвящения, который позволил бы вояджеру «стать» северным человеком. Новичка кропили водой из первого северного потока, и он обещал никогда не целовать жену другого человека без его разрешения. Обряд заканчивался попойкой и грохотом ружейного салюта.

В двух категориях вояджеров существовало четыре подтипа:

Преодолевая порги
Преодолевая порги

- avant (фр. носовой) или bowman (англ. буквально- лучник, баковый (носовой) гребец) человек, расположенный в передней части (или в носовой части) каноэ, который выступал в качестве проводника;

Gouvernail (фр. рулевой) или steersman (анг. рулевой) человек, который сидел или стоял на корме (сзади) и управлял каноэ по приказу носового;

- milieu или middleman : средние - люди с недостатком опыта начинали как простые гребцы в середине каноэ. После того, как они вполне овладеют искусством гребли, то станут рулевыми. Из-за требуемых навыков и опыта носовым и рулевым платили вдвое больше, чем средним;

-экспресс; высшей честью для вояджера было грести на каноэ, перевозящем важных людей или сообщение. Такие каноэ двигались со скоростью вдвое превышающую обычный темп гребли 45-50 гребков, т.е. примерно 90-100 гребков в минуту

Экспресс. Хорошо видны все три подтипа гребцов
Экспресс. Хорошо видны все три подтипа гребцов

6. Откуда набирали вояджеров

Поскольку система вояжеров была разработана при французском режиме и большинство мужчин, нанятых СЗК, были франко-канадцами, термин «вояджер» прижился и при британском правлении. Большинство мужчин было завербовано во франко-канадских деревнях и городах, особенно в Сореле, Труа -Ривьер, Квебек и Монреаль. Другие деревни и города включают в себя следующие: Лапрейри, Шатоуге, Иль-Перро, Пуант-Клер, Сен-Филипп, Шамбли, Бушервиль, Иль-Жез, Сен-Лоран, Варрен, Терребон, Лахенай, Лонгюе, Сент-Урс, Ямаска, Contrecoeur, Berthier, Vaudreuil, Mascouche, L'Assomption, Ste-Geneviève, Rivière du Loup, Пуант-о-Трюмль, Лавальтри, Сен-Сюльпис, Анж-Гардин, Сен-Жан-Порт-Жоли, Гран-Мер, Вершер, и Сен-Дени.

7. Питание вояжеров

Фигура вояджера была романтизирована как образ свободолюбивого индивидуалиста, который быстро адаптировались к жизни в лесу. Тем не менее дальние путешествия и работа в сфере логистики меховой торговли была очень тяжела физически. Только 2 полных приема пищи были доступны в течении дня, завтрак и ужин. Во время каждого путешествия вояжерам предоставлялись следующие продукты питания:

Свинина и мука: достаточное количество запасов пищи на дорогу было одной из основных проблем. Помимо того, что мужчины потребляли около 5000 калорий в день, и их нужно было кормить, не имея времени на рыбную ловлю. Самая легкая часть маршрута (в плане обеспечения провиантом) в Лашине на острове Монреаль, где вояджерам выдавали основной рацион из сушеного гороха, бобов, «печенья» (сухарей) и соленой свинины. Этот продуктовый набор считался стандартной диетой.

Кукуруза и дикий рис: эти продукты завозились с юга Великих озер и хранились в Су-Сент-Мари (восточная оконечность озера Верхнего) для проезжающих мимо вояджеров. Кукурузу перерабатывали в hominy «мамалыгу», вымачивая ее в течение дня в растворе щелочи из древесной золы и воды. Когда зерна кукурузы становились белыми и набухшими, их тщательно промывали, а затем выкладывали для сушки. Примерно 1 кварту зерен (1,14 литра) варили в течение 2 часов в воде, пока не раскрывались все ядра зерен. К этому времени кукуруза превращалась в густую, белую кашу. Мамалыгу часто сдабривали добавляя бекон или медвежий жир. Между Су-Сент- Мари и озером Виннипег в рацион питания часто включали дикий рис, кленовый сахар и рыбу.

Пеммикан: к западу от озера Виннипег NWC зависели от поставок индейцами равнин пеммикана или сушеного бизоньего мяса. Поскольку путешествие вояджеров на запад проходило через множество речных порогов, рис был неважной заменой высококалорийному мясу. Главным продуктом питания здесь был пеммикан, используемый от Дождливого озера (Рейни лейк) до Скалистых гор и за их пределами.

Для приготовления пеммикана, нежирные части туши бизона или карибу нарезали тонкими ломтиками и сушили на деревянной решетке над небольшим огнем или на солнце. После того, как оно высохло, его растирали между двумя камнями. Нутренной жир вытапливался и смешивался с растертым мясом. Пеммикан употребляли в пищу без добавления специй, соли или каких-либо растительных веществ.

Пеммикану иногда пидавали лучший вкус и более высокое качество, добавляя в него смесь ягод и костного мозга. Иногда пеммикан превращали в руббабу, любимое блюдо северян, он представлял собой мясной бульон от сваренного в воде пеммикана с добавлением муки, если конечно она была.

На привале
На привале

Пеммикан делали в фортах или выменивали у индейцев при торговле. Его держали как НЗ для длительных поездок или помещали в тайники по пути для обратной дороги. В то время как человеку занятому физическим трудом на открытом воздухе требовалось 8 фунтов рыбы или свежего мяса в день (3,6 кг), то пеммикан обеспечивал эквивалентное питание при весе в полфунта (225 грамм). 

Из 400 фунтов свежего мяса получалось 50 фунтов пеммикана или 45 фунтов сушеного мяса. Таким образом, это был высококалорийный и высококонцентрированный продукт, так как одному вояджеру хватало на 500 миль пути 4 стандартные упаковки пеммикана. Кроме того, благодаря сушке пеммикан мог быть сохранен в течение почти 12 месяцев. СЗК приобретала от 30 до 50 тонн пеммикана ежесезонно для своих меховых бригад. Иногда из -за пеммикана даже велись войны.

Единственный раз в сезон, когда вояджеры могли объедаться щедрым угощением, был на ежегодных рандеву в Гранд Портаж. По прибытии северян им устраивался праздник живота, в изобилии предоставив хлеб, масло, свинину, спиртные напитки и табак. Отдельно праздновала рандеву элита меховой компании - клерки, проводники, партнеры и переводчики. Они смешивались дружной компанией за несколькими громадными столами в одном большом зале, рассчитанном на несколько сотен человек. Им подавали хлеб, соленую свинину, говядину, ветчину, рыбу, оленину, масло, горох, кукурузу, картофель, чай, крепкие спиртные напитки и вино.

8. Песни вояджеров

Это ловкие лодочники, энергичные и умелые в гребле на лодках и каноэ. Они будут грести с утра до ночи без ропота. Рулевой часто поет старую традиционную французскую песню имеющую определенный темп, к которой они все присоединяются, не отрываясь от гребли. Если в любое другое время они переводят дух или отдыхают от тяжкого труда, то необходимо заиграть такую ​​песню, чтобы привести их всех в хорошее настроение и бодрое состояние духа.

    (Washington Irving 1836).

Вот список некоторых песен, что пели вояджеры

A la claire fontaine, Voici le printemps, La belle Lisette, J'ai cueilli la belle rose, La bergère muette, La Belle Françoise, Parmi les Voyageurs, Le retour du mari soldat, Nous étions trois capitaines, Quand un chrétien se détermine à voyager, J'ai trop grand peur des loups, Frit à l'huile, Une perdriole, Quand j'étais chez mon père, En roulant ma boule, C'est dans la ville de Bytown, Salut à mon pays, Petit Rocher, Ah! Si mon moine voulait danser. Для примера ниже приведена первая песня из списка.

Источник

P.S. Информация для подписчиков и постоянных читателей. С 7 по 20 октября, я буду в отпуске и без интернета, так что не теряйте и не отписывайтесь) Мой канал и дальше будет радовать Вас статьями по тематике Фронтира и Дикого Запада