Найти в Дзене
Karamzin.net

Украина: окраина России или страна?

А это с какой стороны посмотреть. Для комплексного подхода к исчерпывающему ответу на поставленный в заглавии вопрос формат статьи Дзен явно не подходит.

Поэтому предлагаю бросить беглый взгляд на сохранившиеся документы XIV - XVIII веков, в именно на летописи и первые российские газеты.

Итак, что же говорят нам по поводу термина Украина (Окраина, Оукраина, украйны) русские летописи.

Надо признать, что вплоть до конца XVI века под термином «Украина» понимаются любые окраины государства. Причём даже необязательно российского.

Из грамоты царя Федора Ивановича: «…царь и царевичи пойдут на наши украины и с ними азовские люди а велено черкасом запорожским гетману Хриштопу Косицкому и всем атаманом и черкасом быть на Донце на шляхех и за царем идти к нашим украинам».

Пограничные города московского государства – Тула, Кашира, Калуга, Таруса, Верея, Брянск – тоже «украинные».

В «Повести об Азовском осадном сидении» донские казаки грозят осадившим крепость туркам: «…собралось бы тут его государевых людей с одной лишь Украины многое множество! И таковы его государевы люди с русской Украины, что, подобно львам яростным, алчут и хотят отведать вашей плоти басурманской».

Теперь предлагаю обратиться к первой официальной московской газете «Вести», выходившей на протяжении всего семнадцатого века:

«Невдавне татарского хана послы не токмо что с салтановыми грамоты, но и с салтановою подкрепленною клятвою, его королевскому величеству обещалс, и помочь против московского чинить, а чтѡ ѕа Днепромъ на Украине чинилось такъж такою вѣрностью обещался его королевскому величеству чтѡ впред того не будет и на то, егѡ королевское величество3 велѣлъ краковскому воеводе какъ онъ есть началнои воиску в ближнихъ мѣстех в ѕимние ѕалоги поставить чтобъ имъ пособствовать мочно было, любо татаров іѕолгутъ ...»

Как видно, постепенно в сознании московских корреспондентов термин Украина начинает закрепляться за Приднепровьем. А вот нынешнюю Зарадную Украину, то есть бывшее Галицко-Волынское княжество и в «Вестях», а в восемнадцатом веке и в «Ведомостях» продолжают упорно называть «Русской землёй». Что, тем не менее, не ограничивает первых российских репортёров и самих себя, московитов, также именовать русскими людьми.

Вот такие метаморфозы происходили с термином «Украина» в позднем Средневековье.

При этом параллельно благодаря стараниям идеи объединения Украины с Московским государством (а ими в основном были выходцы из Киево-Могилянской академии) запускается термины Малая и Великая Россия. Которые, как известно, благополучно просуществовали вплоть до 1917 года.

Так что, в конечном итоге, правы и те, кто упорно продолжают считать Украину осколком общего древнерусского государства, и те, кто признает ее за вполне самостийное государственное образование.