У одних моих хороших знакомых ребёнок учится в колледже на повара. Закончил 9-й класс в одном из лучших учебных заведений нашего города, многопрофильном лицее, со всеми пятёрками. Нет ни одной четвёрки. Класс с физико-информационным профилем. Сдал ГИА почти по максимуму. И заявил родителям: "Я в 11-й класс не иду. Я иду в колледж!"
Все в шоке. Парень, будущая звезда науки, пошёл в колледж (читай ПТУ) на повара! При этом в школе даже яичницу нормально сготовить не мог. Идиот что ли? Туда одни девчонки идут, это не пацанское занятие.
Да что далеко ходить. Я сам в 10-11 классах втихушку от сверстников (мама показала) учился вязать. И даже связал шарф. Правда, он был 10 * 140 сантиметров и походил на кишку, но всё же связал! И готовить сам научился, хотя никто ничего не подсказывал, специально и не учил. Просто захотелось. Так захотелось, что невмоготу.
А жена, Наталья, в детстве мечтала стать балериной и... кузнецом. И каждое утро, проезжая мимо кузницы (возим детей в школу) нет, нет да и вздохнёт: "Как жаль, что не научилась". Может быть, именно поэтому она занялась спеканием стекла, что хотела ковать металл. Но ведь это мужское занятие!
Когда мы все учились в школе, на уроках труда существовало и существует до сих пор строгое деление: мальчики налево, девочки направо... мальчики занимаются железками и деревяшками, девочки тканями и поварским делом.
А если ребенок не хочет заниматься железками или деревяшками? Помню дочь в седьмом классе очень хотела пойти к мальчикам в столярку. Но, ведь низзяяяяя! Она же девочка!
Вчера из Финляндии приехали друзья. У них дочь учится в обыкновенной финской школе, ей задали творческое задание, и она выбрала тему, связанную с историей мастерового Урала. Для этого ей разрешили поехать сюда, в музеи, ознакомиться на месте с темой. Сидели, общались, разговаривали, смотрели фотографии. А на одной фотографии Мария (так зовут девочку) сидит на кованном табурете в кожаном кузнечном фартуке с молотком в руках.
Девочка сделала своими руками кованную мебель. Совсем небольшой табурет: металлические ножки и из торцевого спила сиденье. И это был не мастер-класс, не какой-нибудь платный курс, а урок труда в школе. На самом деле уроков труда в финских школах нет, там этот предмет называется... "мастерство"!
Выбрать мастерство по вкусу и склонностям может каждый. Даже мальчики могут свободно пойти на "юнит" по кройке и шитью, там их научат не просто штопать полотенце или дырку на брюках, но и сшить платье, то есть сделать полностью готовый проект.
Причём этот проект будет тесно связан с экономикой (ребёнок посчитает затраты на изготовление платья, табурета или блюда), с переработкой отходов (курс "Разумное потребление ресурсов") и даже с предпринимательством (считаются налоги и возможность производства).
Группа мальчиков из её класса выбрала курс "Своё дело", на котором они открыли кафе, посчитали эффективность, количество продуктов, налоги, иные материалы и потом две недели кормили одноклассников. А некоторые девочки занимаются не только кузнечным делом, но и сваркой, лакокрасочными работами, электроникой.
Детям настолько интересно, что учителя часто уговаривают их выйти на перемене на улицу, подышать свежим воздухом. Раз в 6 месяцев ребёнок может выбрать новый юнит мастерства или остаться в старом юните и продолжить совершенствовать свои навыки.
И после этого мы удивляемся, почему у нас не сильно ценят ручную работу, ремёсла, рукоделие? Может быть, нужно начинать со школьной скамьи и ввести курс "мастерства", где дети смогут понять, что даже самая корявая вещь, но сделанная своими руками, прекрасна! А вы как считаете?
Мы также есть во ВКонтакте, в Одноклассниках.