Найти тему
Native-Like Fluency in English

Импровизация возможна там, где наработан навык

Секрет шеф-повара не в том, что он прекрасно готовит, а в том, что он одинаково прекрасно готовит конкретные блюда. Именно поэтому люди возвращаются в ресторан — снова ощутить тот самый вкус.

Мне нравится, как делают омлет с авокадо в одном месте, и я хожу завтракать именно туда, потому что у них всегда одинаково вкусный омлет.

Если один раз получился шедевр, а второй раз — “так себе”, а третий раз повар забыл выключить плиту вовремя, и все сгорело, то это еще не шеф повар.

Когда человек делает каждый раз одинаково хорошо с закрытыми глазами, то это и есть навык. Обычно люди, которые умеют делать очень хорошо, говорят, что каждый раз импровизируют, не готовятся, нарушают правила, делают “как пойдет”. И это правда. Тому, кто на практике делал так много раз, что может сделать снова с закрытыми глазами, в минус 20, в плюс 40, в лесу или в офисе, не нужно специально готовиться. Он все время совершенствует навык, и поэтому экспериментирует, слушая зов души в моменте. Повар кладет чуть больше орегано, визажист кладет кремовые тени сверху на сухие, художник убирает кисть и рисует пальцем.

Может получиться шедевр, а может и нет, не в этот раз.

Импровизация возможна там, где наработан навык.
Спонтанность дается легко после долгих репетиций.
Любое упражнение можно сделать за секунду, если до этого делал его много лет.

Необычное видение и навык — это разные вещи. Иногда человек действительно необычно мыслит и видит новое без многих лет практики, обучения, работы, минуя шаблоны восприятия. Но часто сделать сам не может, потому что нет навыка делать.

Если на этапе отсутствия навыка начать импровизировать, то иногда будет получаться удивительно вкусное блюдо, а иногда все сгорит в духовке или расплавится в саморазочаровании самого повара, который забыл положить яйцо или забыл купить орегано.

Импровизация мастера всегда ощущается как непрерывная музыка или танец, где один момент красиво сменяется другим.

Импровизация на этапе, когда еще нет закрепленного навыка, выглядит как набор суматошных движений, оторванных друг от друга.

И первая, и вторая несовершенны и одновременно по-своему красивы.

Очень важно “импровизировать” на всех этапах. Мастер почти всегда недоволен результатом своей импровизации. Ему понравился новый штрих, но теперь надо доработать — и он идет пробовать снова то же самое.

Если человек не знает, как и что делать от слова “совсем”, важно импровизировать и делать что-нибудь, что хочется, чувствуется, в том направлении, которое видится сейчас. Дети это умеют делать особенно хорошо, взрослым иногда надо учиться заново. Становятся видны действия, которые мешают. Или потенциал, который есть. Или навыки, которые пока слабые. Это же здорово — можно пойти и укрепить именно эти навыки, научиться делать именно эти движения, чтобы потом, твердо стоя на ногах (хоть ночью, хоть в поезде на полном ходу, хоть в минус 20) с интересом экспериментировать дальше.