Найти тему
Стив Май

Во всём не виноваты ученики

Читая комментарии к своим статьям, общаясь с учителями, я сталкиваюсь с очень интересным мнением: многие (не все) считают, что во всех бедах образования виноваты ученики. Именно они "отбывают уроки", вместо того, чтобы учиться. Именно они выкидывают из головы "элементарные" вещи сразу, как выходят за порог класса. Учеников тяжело оторвать от телефонов. Дети грубят учителям. Ученики... Дети... Они!

Моё мнение по этому поводу однозначное: дети виноваты только в том, что их очень легко обвинить.

Познание окружающего мира - это часть инстинкта самосохранения. Поясню на пальцах. Человек должен знать, как устроен окружающий его мир (или иметь приемлемую модель), чтобы своими действиями случайно себя не убить. И это видно невооружённым глазом. Любой воспитатель в детском саду, любая нянька или сиделка, любая мать скажет, что ребёнок постоянно учится, что тяга к познанию, проверке границ безопасного проявляется у ребёнка с самого раннего возраста. И вдруг(!) в школе у них эта тяга пропадает. При чём не сразу, а где-то к 5-8 классу. Пропадает часть самого мощного инстинкта - самосохранения. Не находите это странным?

В психологии и физиологии (в данном случае трудно разделить эти две отрасли науки) описан синдром выученной беспомощности.

В́ыученная беспомощность — состояние человека или животного, при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего состояния (не пытается избежать отрицательных стимулов или получить положительные), хотя имеет такую возможность

Вкратце опишу тот жестокий эксперимент, который привёл к такому эффекту: Запертую в клетке собаку били током, чтобы научить её негативно реагировать на другой одновременный раздражитель (звук). Когда клетку открыли и подали звуковой сигнал, собака реагировала негативно (боялась, что её сейчас будут бить, может быть даже ногами), но не убегала. Хотя могла. Вместо бегства или атаки (две реакции индивида на опасность), она ложилась на пол и скулила, ожидая расправы. На пол открытой клетки.

Знакомого ничего не замечаете? Ученики точно также не предпринимают никаких попыток улучшить своё состояние в учёбе, хотя имеют все возможности это сделать и прекрасно осознают вред от текущего состояния.

И такая ситуация не нова. Когда-то и я, вопреки мнению некоторых комментаторов, учился в школе. Не сказал бы, что у нас был полный класс таких, но больше половины - точно.

У меня в своё время возник вопрос: в чём причина такого поведения? В википедии (кстати, там ссылка на основоположника исследования этого феномена) чётко написано, что эффект проявляется после "нескольких неудачных попыток воздействовать на отрицательные обстоятельства". Значит, ученики несколько раз до 5-8 класса пытаются исправить что-то очень неприятное, связанное с учёбой, но не могут. Для себя я это определил как "непонимание". Немного позже мне стало понятно, что здесь имеет место отсутствие "успешности".

Учитель говорит: "делай так, и у тебя всё получится". Ребёнок делает старается, но у него не получается. При чём может даже ответ сходиться, но всё равно, этого почему-то недостаточно для позитивного подкрепления. По разным причинам, учитель не добивается ситуации успеха у ученика. Потом эта ситуация повторяется ещё. Видимо, достаточное количество раз накапливается в аккурат к 8му классу, и "среднестатистический ученик" в школе перестаёт даже пытаться чему-то научиться.

Может показаться, что я обвиняю только учителя, но родители тут тоже подливают. Они не разбираются, что происходит, а просто требуют делать домашку. Он не может сделать, а его заставляют. Опять проблема, как у собаки в эксперименте Мартина Селигмана.

Может показаться, что я обвиняю родителя, но в детстве (ровно как и учитель) они тоже были в такой ситуации, а другое вряд ли видели. Может, тихо завидовали тем, кому "дана" математика.

Я вообще никого не обвиняю. Просто хочу, чтобы читатель знал: я считаю, что дети не виноваты в том, что у окружающих их взрослых не получилось выстроить образовательный процесс так, чтобы избежать выученной беспомощности.