Найти тему
Репортажи из СССР

Дети цветов. Советская субкультура, часть первая.

Неформалы – собирательное название представителей молодежных течений, имеющих явный или завуалированный протестный характер. В основе большинства субкультурных движений лежало желание утвердить в советском авторитарном пространстве собственные культурные и идеологические ценности.

Молодежные движения, возникающие в противовес формальным организациям, разрешенным и поддерживаемым властями страны, способствовали не только распространению «бунтарских» идей, но и формированию стилей уличной моды, сленга, музыкальных вкусов, образа жизни и мышления.

Обложка журнала "Крокодил" за 1977 год
Обложка журнала "Крокодил" за 1977 год

Появление детей цветов как калька с западного образца

В Советском Союзе расцвет интереса к жизни «детей цветов» пришелся на вторую половину 60-х. Изначально это движение носило чисто подражательный характер, было своеобразной «калькой» с западных хиппи, у которых советские неформалы позаимствовали манеру одеваться и носить такие прически и аксессуары, по которым можно было бы издалека узнать единомышленника. Также у западных хиппи была перенята главная идея этого движения, призывающая весь мир обрести духовную гармонию через любовь и противостояние злу.

Советский хиппи, 1979 г. Фото: https://papa-lesha.ru
Советский хиппи, 1979 г. Фото: https://papa-lesha.ru

Один из главных постулатов этого движения гласит: Make love, not war, призывая тем самым к пацифизму, что дополнительно подчеркивалось соответствующей атрибутикой - значком-«пацификом». Именно по этому значку можно было отличить хиппи от представителей других молодежных течений в любой точке мира. Кроме значка характерными приметами хиппи были налобные повязки поверх длинных волос, расклешенные джинсы, свободные одеяния, расписанные в технике тай-дай, плетеные украшения (фенечки), имеющие сложную внутрикультурную символику.

Фото: Фото: www.jigsawplanet.com
Фото: Фото: www.jigsawplanet.com

Советский подход к бытовым задачам

Советские хиппи, редко имевшие возможность приобретать заграничные вещи, соответствующие их идеологии, выработали собственный подход к обзаведению нужным гардеробом. Так, например, особым шиком считалось носить свободную рубаху, «позаимствованную» в психиатрической больнице.

Фото: https://foto-history.livejournal.com
Фото: https://foto-history.livejournal.com

Такую рубашку перекрашивали подручными средствами, нашивали на нее декоративную тесьму или аппликации, украшали вышивкой. Комплектовалась такая рубашка обычно расклешенными джинсами: брюки распарывали по швам или по центральной линии и вставляли туда широкие клинья из разноцветной ткани.

Инструкция, как сделать клеши. Фото: https://foto-history.livejournal.com
Инструкция, как сделать клеши. Фото: https://foto-history.livejournal.com

В качестве аксессуаров к такому наряду хиппи часто носили небольшую сумку через плечо или подвешенную на поясе. Нередко в качестве таких сумок служили брезентовые строительные рукавицы большого размера: как и рубашки, их украшали вышивкой, аппликациями, бахромой и другим декором.

Фото: www.jigsawplanet.com
Фото: www.jigsawplanet.com

Формирование сленга

Помимо внешней атрибутики узнать хиппи можно было и по характерному сленгу, который представлял собой диковинную смесь из криминального жаргона или англоязычных слов. И если слова вроде «хайратник» (налобная повязка, удерживающая волосы), «ксивник» (сумка для документов), «герла» (девушка), «трузера на зипере» (брюки на молнии) служат для обозначения того или иного предмета, то выражения «жить на аске», «аскать» (существовать на средства, выпрошенные у прохожих), «стопить» (останавливать автомобиль для путешествия автостопом) или «вписаться на хату» (найти ночлег у кого-нибудь на квартире) передают характерные черты образа жизни хиппи.

Советские хиппи конца 80-х. Фото из архива dirtyhippy.ru
Советские хиппи конца 80-х. Фото из архива dirtyhippy.ru

Краткий, но многообещающий вывод

Конечно же, все изложенное выше - это очень обобщенный взгляд на жизнь "детей цветов"; внутри этой тусовки жизнь была более интересной, многогранной и насыщенной. И если взяться за эту тему серьезно, то можно написать целый статей: кто такой был Солнце и как создавалась Солнечная Система, позже больше известная просто как Система; чем "системные" хиппи отличались от обычных; как проходили хипповские бунты за свободу; как формировалась их философия и каким образом хиппи повлияли на рождение интереса молодежи к рок-музыке; где любили собираться хиппи и какова была жизнь внутри этих тусовок; ну и много-много других интересных вещей, характерных для этой субкультуры.

"Битловский дворик" - одно из столичных тусовочных мест на Петровском бульваре. Фото: https://papa-lesha.ru
"Битловский дворик" - одно из столичных тусовочных мест на Петровском бульваре. Фото: https://papa-lesha.ru

Не исключено, что однажды даже я возьмусь за этот цикл публикаций и добавлю в него воспоминания тех, кто "хипповал" в советские времена, но пока обещать не буду - как сложится, так и сложится :)

Но если вам есть чем поделиться, чем дополнить эту вводную публикацию - пишите в комментарии, такие вещи всегда очень интересно вспоминать.

Фото: terrapintrading.co.uk
Фото: terrapintrading.co.uk

*******************************************************

Советская женщина и работа: как это было

-10