Езиды Месопотамии
Будущее Езидов через призму прошлого и настоящего.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. История происхождения 5
2. Религия 8
3. Обряды и праздники 10
4. Морально-этические нормы и быт 14
5. Гонения езидов 18
6. Езиды сегодня: проблемы и перспективы
Заключение 21
Список источников и литературы 22
Приложение 23
ВВЕДЕНИЕ
Есть на Земле под солнцем удивительный народ,
в истории езидами он из древле зовётся;
Пусть процветает он в благополучии из года в год;
И жизни радуется, и с добром смеётся.
В Российской Федерации каждый гражданин имеет право определять и указывать свою национальную принадлежность, каждый вправе пользоваться своим родным языком для общения, воспитания, обучения и творчества. Каждому гарантируется свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими людьми религию. Именно о таком, гарантированном Конституцией РФ, праве и пойдет речь в этой работе. Данная исследовательская работа посвящена езидам по национальности, с древнейшей монотеизстической религии Шарфадин, которую они исповедует.
В «Основных итогах Всероссийской переписи населения 2002 года» в разделе «Национальный состав РФ» зафиксированы «езиды» как один из этносов России. Несмотря на это, большинство жителей России даже не знают о существовании такой национальности, как езиды, и такой религии, с названием Шарфадин. Незнание зачастую приводит к непониманию и неприятию, а от этого один шаг до национализма, сепаратизма и экстремизма. Россия – многонациональное государство, где нет маленьких людей и маленьких народностей.
Актуальность данного исследования вытекает из особенностей национальной политики нашего государства, которое выступает гарантом безопасности проживания и успешной деятельности любого этноса или народа, находящегося на территории РФ
Цель исследования: провести комплексный анализ всех известных и, особенно, малоизученных данных об езидском народе, их религии, и причинах гонения данного народа, обобщить собранный материал, познакомить с ним широкий круг людей, интересующихся историей, наметить пути решения конфликтов, связанных с плачевной на мой взгляд исторической судьбой езидского народа.
Исходя из цели исследования и учитывая состояние малой изученности темы в современной историографии, и теологии были определены задачи исследования:
• изучить различные источники об езидской религии и народе, который ее исповедует – езидах;
• рассмотреть исторические корни возникновения религии Шарфадин, формирования пантеона божеств, догматики и канонов этой своеобразной монотеизстической древней религии;
• выявить неразрывную связь религии Шарфадин с езидским народом, который ее исповедует;
• попытаться убедительно и по-новому раскрыть некоторые аспекты взаимоотношений езидов и народов других национальных конфессий;
• познакомить с историей езидского народа, учащимся в средних общеобразовательных школах.
Источниковая база исследования охватывает широкий спектр опубликованных и в большей части неопубликованных материалов.
С точки зрения происхождения источники представляют собой рукописные монографии Шеха Рустаме Шамиль и Шеха Титале Давриш, книга Шеха Максима Эзди «Основы религии Шарфадин», и серию специализированной литературы «Езидская книга», выпущенной Ярославской национальной общественной организацией «Езиды», книги Российского историка, Анатолия Перьминова «Езиды народ стыда и чести" (первое издание) «Езиды древний народ Адаби» (второе изание), а также ряд книг написанным академиком, доктором исторических наук, профессором Захаровым В.А. "Месопотамия - древняя родина езидов: вчера и сегодня".
В процессе работы над темой были использованы справочники, методические пособия, сборники документов по истории езидов, и специализированную литературу, выпущенной национальной общественной организации «Езиды Урала», касаемой вероисповедания религии Шарфадин, и национальные традиции езидского народа, а также общение путём консультации об езидах, с руководителем национальной культурно-молодёжной общественной организации «Езиды Урала» Денизом Михайловичем Рожкани.
Взятые в совокупности разные группы источников позволяют решить намеченные задачи исследования.
Научная новизна работы заключается в том, что в рамках школьного изучения истории в историческом аспекте предпринято комплексное изучение малоизвестной езидской религии и истории народа, который ее исповедует.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащаяся в работе информация позволит расширить знания школьников, студентов и историков-востоковедов об Шарфадинизме в целом, как уникальной религии, и езидах, как одного из этносов многонациональной России. Через полученные знания о данном народе мы сможем узнать в этнографическом, и телогическом пониманием происхождения езидского мироздания.
1. История происхождения.
«Древняя история народов мира намного сложнее, чем мы думаем»
«Когда в богов перестают верить, сами боги перестают верить в нас»
Самые ранние письменные упоминания о езидах относятся к разным векам человеческого бытия.
Предки езидов издавна проживали на севере Ирака. Во времена Османской империи, спасаясь от истребления в войнах за свободу, переселялись в соседние страны.
В русской литературе первые сведения о Шарфадинизме привёл А. С. Пушкин в «Путешествии в Арзрум», под Арзрумом Пушкин общался с езидским Шехом, (это человек который из духовной касты езидов).
Хотелось бы подчеркнуть что история езидского народа на прямую связана с их религии Шарфадин, ибо как они говорят, что мы народ Архангела Таус – на езидском языке говорится так: Ам млатэ Тауси Мелекн.
Среди езидов часто можно встретить высказывание: «Мы древний народ адаби, нашему народу – 6500 лет», или до сотворения первого человека Адама, езидская душа по велению Бога, уже была сотворена Архангелом Таусом. Кто же был древний народ адаби? Откуда родом адаби? Где изначально жили? Есть много разных легенд о происхождении адаби, много разных теорий, построено на основании этих легенд. Но факт того, что древний народ адаби был одним из шумерских народов, которые создали одну из самых древних цивилизаций на Земле – шумерскую, позволяет нам считать, что древнейшая история народа адаби во многом схожа с другими шумерскими народами.
Согласно шумерских легенд первичной родиной народа адаби была легендарная страна Дильмун. Эта страна располагалась на южном берегу Персидского залива (на северо-восточном берегу Аравии). Многие исследователи центр этой легендарной страны располагают в районе острова Бахрейн. Там и сейчас есть город Даммам (это слово созвучно со словом «Дильмун»), возможно в течении 6500 лет название было искажено многочисленными народами, проживавшими в этих местах после ухода шумеров (и адаби) на север – арамеями, халдеями, арабами.
Эзди(езид) - это основное название езидов. Именно этим именем эта нация известна миру.
Слово езид состоит из 2-х корней - аз и ди. аз в переводе означает я. По религии Шафрадин Бог имеет 3003 имен (3003 навэ Хаде хана) и аз один из его 3003 имён (Амин, Раби, Алла, Але, Я, Илахио, Рабл Алами, Гале м Гори, Азизе мн, Адли и т.д.) Ди (джина, джимн) в переводе означает я смотрю, я вижу.
Таким образом Эзди (езиды) означает "видеть Божий путь".
2. Религия езидов «ШарфаДин»
Религия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, умма, сангха, религиозная община). Это одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (божеств, духов), которые являются предметом поклонения. Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на религиозную веру и связана с отношением человека к над человеческому духовному миру, некой сверхчеловеческой реальности, о которой человек кое-что знает, и на которую он должен некоторым образом ориентировать свою жизнь. Религия – это некий свод моральных законов, по которым должен жить человек. Без выполнения этих законов (заветов Всевышнего) человек уже перестает быть человеком.
У многих народов мира есть свои религии. У кришнаитов Индии – кришнаизм, у парсов Индии – зороастризм, у китайцев – даосизм, у сикхов Индии – сикхизм, у японцев – синтоизм, у израильтян – иудаизм. Есть много таких религий, которыми пользуются несколько народов мира – буддизм, христианство, ислам.
Но все эти религии объединяются одним словом – ВЕРА (вера в Единого Бога или несколько богов). Если у народа одной национальности есть своя национальная религия, то у человечества есть всеобщая ВЕРА – вера в существование Единого Бога (Всевышнего). У человечества также есть единый святой дух – господь БОГ. Это монотеизм (вера в одного Бога). Политеизм (вера в несколько богов) сейчас на Земле реже встречается, хотя в древние времена таких религий было много (часто в разных городах одной страны были свои боги).
Самой древнейшей монотеистической религией на Земле является религия езидов.
Во все времена, и сейчас религию езидов называют словом ШАРФАДИН.
Есть общие правила (постулаты) в религии езидов по отношению к Богу:
1.Господь Бог один (монотеизм).
2.Бог всемогущ.
3.Бога никто не видел.
4. У Бога 3003 имен.
5.Никто не может стать Богом.
Такие постулаты есть и в других монотеистических религиях других народов Земли.
Вселенную езиды называют словом DUR (ДУР)
Бог был раньше Вселенной.
Первое имя бога БАВАРИ (ВЕРА)
Второе имя БЕ ХЕВ (без времени) (вне времени)
Часто люди спрашивают, что первично – материя или сознание? В итоге во всех религиях мира признано, что сознание первично. И этим сознанием был Святой Дух – Всевышний. Некоторые спросят, как же он существовал, если еще не было даже Вселенной, был холодный пустой Космос. Всевышний существовал не в материальном виде – он был в виде концентрированной информационной энергии. Ведь первым деянием Всевышнего было создание материальной Вселенной, толчком к этому было слово Божье ( «в начале было СЛОВО»). То есть первичная информация активизировала мощную энергию и началось возникновение материальной Вселенной (с многочисленными галактиками, созвездиями, звездами и планетами).
После создания Вселенной Бог создает архангела с именем Амин Джабраил (у езидов это имя известно как Тауси Мелек). Что означает имя первого архангела? Амин (это одно из имен Бога). Джабраил (Явленный). Это на языке адаби.
Тавус Мелек, Пир Тавус Мелек, Тавус Мелек («архангел-павлин») — глава архангелов в религии езидов. Один из образов Архангела Таус Мелек, павлин который символизирует многообразие, красоту и власть. Бог поручил весь мир семи архангелам во главе с Тавус Мелек.
Тавуси Малак является главой пантеона архангелов, могущественным покровителем эгрегора религии Езидов. По вероучению езидов, Тавус Мелек — экспансия Бога, он обладает статусом непосредственного слуги Всевышнего. Тавус Малак в Шарфадинизме представляется в разных образов, но одним из главных образов это в виде птицы, а именно павлина.
После этого Бог создает еще 7 верховных архангелов
1.Шихади
2.Шихсен – архангел письменности
3.Шехубекер – служитель Хэркэ, заступник человечества
4.Ферхедин – архангел Луны
5.Шамсэдин – архангел Солнца
6.Насрдин – архангел смерти, глава войск, защищающих человечество от единого властвования.
7.Сджадин – архангел дающий душу
Важным элементом религии езидов является наличие в ней архангелов. Архангелы - связующее звено между людьми и Всевышним. Архангелы являются исполнителями воли Всевышнего. По этой причине часто религию езидов (потомков адаби) называют «религией Архангелов».
Семь было Священным Числом у всех народов; но ни один из них не воспользовался им для такого физиологического материалистического применения, как езиды в своей древней монотеизстической религии, древние израильтяне это число использовали тоже, но позднее езидов.
Для всех этих архангелов создан символ Хэркэ.
Хэркэ становится символом Шихади. Шихади покровительствует Хэркэ (это его символ).
Шихади получает свое имя – слтан Шихади (слтан – священный царь).
Иерархия божества в Шарфадинизме:
Бог един.
Ниже архангелов стоят ангелы
Ниже ангелов стоят святые, еще ниже – пророки. Если архангелы – это ангеловидные (тонкие) тела, то у ангелов – более материальные тела, а у святых и пророков – человеческие физические тела.
В религии Шарфадин говорится, что по воле Бога, земля как планета была создана архангелом Тауси Мелеком, он же преобразовал природу земли для пригодности жить на ней людям.
Архангелы жили на планете планете Стэира Свэ ( ее можно сравнить с известной по шумерским источникам планетой Небиру). С этой планеты спустились архангелы для преобразований на земле и создания там человеческой жизни.
По Божиему велению, именно Тауси Мелек создал первого человека Адама.
Религия Езидского народа начало свое формирование со времен сотворения народа Адаби (или Эзди). Сам народ Адаб появился со времен Адама, хотя Адаб и был сотворен из земли как и Адам, НО не является потомком Адама. Но согласно религии езидов, Адаб и весь народ адаби появился уже после того, как на Земле уже было 72 народа.
Когда было сотворена тело человека – Адаба (первопредка народа адаби), надо было вложить в нее душу чтобы само тело (калб) ожила. Это сделал Малак Шамс, и с этого момента Малак ШамсаДин для народа Адаби стал – масаб ( масаб означает тот кто вложил душу в тело). Но кроме этого Малак Шамс, является еще и Малаком (Архангелом) Солнца, исходя из этих двух причин, все молитвы и обряды, должны происходить по направлению к «солнцу».
Формирования религии Езидов держится на одном важном постулате, это то, что «ХАДЭ БЭ ШРИКИ БЭ ХАВАЛА, ХАДЭ ЯКА, ХАДЭ КАСИ НАДИТЯ ЧАЯ, КАНДЖИ У ХРАВИ ДАСТЭ ХАДЭЯ». В переводе это означает что, БОГУ нет равных, БОГ един для всех, никто не видел БОГА, и самое главное никто не может противостоять БОГУ и добро и зло исходит от БОГА – все зависит от наших поступков и нашего же выбора, Бог наделил человека правом выбора, между творением добра и зла. Поэтому исходя из первоначально как был создан Адаб, и до сегодняшних дней, езиды держаться этого постулата, этот постулат носит название - ИМАНА ТАУСИ МАЛАК. А в остальном, наиболее значимая реформа и последняя пока что было в 12 веке нашей эры.
Все молитвы езидов объединены в Колм – источник молитв. Всего 6 групп молитв и песнопений.
1.Кэвлы – молитвы (их тысячи).
2.Шэдати – главные молитвы езидов (свидетельство веры) утренняя и вечерняя
3.Теркин – одна молитва при священных обрядах
4.Доа – общие понятия молитв
5.Дрозге – 100 куплетов (восхваления) перечисления имен архангелов и пророков – самая древняя молитва.
6.Бейт – песни, посвященные архангелам и святым.
Молитвы не произносят сидя (только стоя)
Какие же молитвы в религии езидов самые главные? В обязательном порядке это Шадати ( молитва которая доказывает что ты из народа езидского, и знать обязан каждый Езид, в не зависимости от пола, возраста и так далее).
Есть 2 вида Шадати (молитвы):
Утренняя – произноситься утром, стоя, к направлению солнца
Вечерняя ( а точнее ночная)- которая произносится перед тем как ложишься спать
(лежа, и голова должна быть на подушке).
Самый древний храм у езидов это Лалыша Нурани, и сам по себе Лалыш, является одним из первых храмов на земле… В Интернете и других СМИ часто этот храм неправильно называют ( храм Лалеш), правильное название - Лалша Нурани. Слово «Лалша» - это и есть «храм». При входе в этот храм есть изображение змеи. Зачем это изображение?
Это символ Шэх Мандэ Фарха, который является Миром ( царем, повелителем) всех змей.
Во многих религиях мира есть свои пророки (в исламе – Мохаммед, в христианстве – Иссус). В религии езидского народа, пророков как таковых нет. Главный над всеми это БОГ, далее после БОГА, главным является архангел Таус Мелек. Но в молитвах у езидов, говориться что с начала создании человека и до конца человечества, на землю появятся 124 тысячи пророков ( пэхамбаров)… По этой причине в религии езидов признаются все пророки (признаваемых в других религиях мира).
В религии езидов есть такое понятие как «святой». Таких людей называют именем Мэчэтр ( слово состоит из двух слов, мэ – мы или нас, чэтр – достойные). В итоге этих людей называют «достойнейшие из нас». Их место в цепочке религии, между человеком и пророками…То есть они достойнейшие из людей, но не могут зваться пророками…
Для езидов есть три символа после павлина, символ Солнца, Луны и утренней звезды. Солнце с утра до вечера дает людям жизнь и следит и помогает людям.
Луна наблюдает за людьми ночью и защищает Землю от плохих событий пока нет Солнца. На рассвете когда Солнце еще не взошло, а Луны еще нет, когда только светает, на небе есть одна утренняя звезда, она ярко светит, она говорит людям о том что уже пора вставать и скоро появится Солнце и начнется новый день.
И пока нет Солнца и Луны эта звезда следит за людьми и за их безопасностью и в тоже время охраняет землю. Езиды по этому говорят о том, что 24 часа в сутки люди находятся под наблюдением архангелов. По этой причине езиды называются народом стыда и народом чести (mlate sharme).
Эти символы надо связывать с религией езидов в таком равильном понимании. Эти символы связаны с древнейшей историей народа Адаби, с памятью о временах его формировании.
«КАСТОВАЯ СИСТЕМА ЕЗИДОВ»
Езиды делятся на кастовую, классовую, и родовую систему древо образующею нацию, с корнями привязанную к своей монотеистической религии Шарфадин.
«Кастовое деление»
1. Мрид-миряне (светская каста по рождению).
2. Шех (духовная каста по рождению).
3. Пир (духовная каста по рождению).
4. Факир (может быть пир, шех, мрид, это езид который становится монахом на всю жизнь, служителем божего храма).
5. Кавал (может быть пир, шех, мрид, это езид который учит молитвы, догмы, доа, и является хранителем этих догм, молитв, и доа, с целью быть достойным чтобы надеть священный Харка, от кастового рода Шехе-Шехубакра). которому передано ответственность быть хранителем.
Всё это разделение по кастам, образует цепочку в форме восьмерки, и в последствии все езиды являются Мридами.
«Родовое деление духовных каст»
1. Шехе-Шехубакра
2. Шехе-Шехсна
3. Шехе-Шамса
4. Пире-Члпира
5. Пире-Эсбия
и т.д.……
«Родовое деление по классам»
1. Шехе-Шехубакра, из рода Катани
2. Мрид, из рода Рожкани
3. Мрид, из рода Бали
4. Мрид, из рода Анкоси
5. Мрид, из рода Миранги
и т.д……
И в заключении этой главы хочется сказать обязательно, что религия езидского народа, ни как не может назваться Езидизм, так как в источниках религии ясно сказано что езид это национальность, и только народ. Во всех религиозных молитвах у езидов, везде говорится что религия езидского народа – называется ШарфаДин
Динэ мн ШэрфэДинэ – Моя религия Шарфадин.
2. Обряды и праздники.
Несмотря на малочисленность езидов, их религиозные традиции очень богаты. Большинство езидов строго соблюдают обычаи своих предков. Прежде всего, это религиозные праздники и обряды. Каждый праведный езид совершает ежедневную трехразовую молитву: утреннюю, дневную и вечернюю. При совершении молитвы молящийся должен обратить свой взор либо к солнцу, либо в сторону Лалиша – святыни езидов.
Особо радостным событием у езидов считается торжество по случаю снятия «пучка первых волос с головы мальчика». Эта церемония у езидов аналогична мусульманскому обрезанию или же христианскому крещению. Когда у езида рождается мальчик, родители его не стригут, пока шех (духовный представитель рода) с его головы не снимет пучок первых волос, или чуб. Для этой цели каждая семья выбирает своего «семейного» шеха. Как только шех узнает о рождении мальчика в семье своего подопечного, он должен выбрать время посетить главу семьи для снятия пучка волос с головы его сына. Если по каким-то причинам шех долго не имеет возможности приехать, то мальчика стригут, но пучок нетронутых волос оставляют на его голове до совершения обряда. При снятии пучка волос шейх читает молитву, благословляя мальчика и желая ему всяких благ. После официальной церемонии начинается застолье, которое длится допоздна.
Среди обрядов и праздников особое место занимает езидская свадьба. Брак является важной частью в жизни езидов. Строго запрещен брак между кастами и с представителями другой нации. Два ритуала, которые обязательно должны проводиться:
1. Церемония Маг Бри, соответствует свадебной церемонии в христианской церкви. Суть: пара считается законным объединением и в этой жизни, и в будущей жизни перед Богом. Ритуал должен проводить представитель семьи Шехов. Шех три раза спрашивает жениха и невесту: "вы готовы быть вместе в болезни и здравии, в богатстве и бедности, в радости и печали?" Затем пара дает клятву, что всегда будут вместе. После этого Шех завязывает 7 разноцветные нитки и сплетает, молится за пару. После окончания молитвы Шех желает им счастья и пара считается в законном браке.
2. Второй важный ритуал церемонии - дерево счастья. Когда начинается свадьба, до того, как родственники жениха поедут за невестой, они сначала едут к Шеху, Даре Мраза домой, чтобы получить его благословение. Эта часть традиции не сохранилась, потому что езиды сегодня разошлись по всему миру и не во всех местах есть представители Шехе Даре Мраза (дом шеха который отвечает за бракосочетания). Как уже было сказано, во время свадьбы большую роль играет наряженная ветка. За день до свадьбы неженатый брат жениха вместе с друзьями, покупает ветвь абрикосового дерева, которое затем приносит в дом жениха, и там ветку украшают различными фруктами сладостями. Следует отметить, что ветвь не должна быть прорежена инструментом, а сломана совместными усилиями. В средней части ветки завязывается цветная ткань (красная, белая, жёлтая). Когда свадьба начинается, брат жениха танцует с веткой подходя к гостям. Каждый из них желает счастья молодоженам , и дарит в подарок цветную ткань. У езидов до сих пор сохранилась еще одна традиция: невестка когда выходит замуж, с собой в дом мужа берет подушку. Подушка имеет особо важное значение: она символизирует союз молодоженов до старости лет. Когда молодожены пришли уже в дом жениха, он оставляет невесту и поднимается на более высокое место, где его уже ждет брат жениха. Он подушку три раза кидает вниз, а оттуда получает обратно. Каждый раз, когда подушка оказывается наверху, брат жениха слегка ударяет по голове жениха. После этого жених, у которого в руках должны быть три красных яблока, по одному кидает яблоки на сторону невесты. Многие люди думают, что яблоко символизирует изгнание Адама и Евы из рая, однако, по религии Шафрадин это не так. Когда жених кидает яблоко на голову невесты, он стремится показать свою возлюбленную.
Свадебные церемонии проходят обязательно при сопровождении народных танцев и песен.
Одним из самых священных и почитаемых в Шарфадинизме является обряд захоронения. Учитывая малочисленность езидов, на церемонии похорон, как правило, присутствуют почти все езиды, которые каким-то образом услышали об этой печальной вести, и имеют возможность почтить память умершего, независимо от родственных отношений с его семьей. Вопрос присутствия на похоронах считается делом чести каждого и строго учитывается родственниками усопшего. В Ярославской и Свердловской областях были случаи, когда похоронная процессия состояла из более чем ста машин, а присутствовало на похоронах более шестисот мужчин и женщин.
Езиды, проживающие на территории бывшего СССР, обязательно отмечают «день ппамяти» посещением могил близких. Этот день приходится на середину июня в четверг. В этот день рано утром режут жертвенного барана и готовят мясное кушанье. Близко к полудню почти одновременно собираются все семьи и едут на кладбище. Затем все, кто приехал на кладбище, накрывают два общих стола для мужчин и женщин и приглашают всех к столу. По обычаю положено поднять за упокой усопших три рюмки, не чокаясь при этом. Мероприятие заканчивается чтением молитв. После того, как народ разойдется, вся оставшаяся пища отдается бедным (6).
Езиды верят в священность некоторых мест, где происходили значительные и памятные события или же они подверглись воздействию природных сверхъестественных сил (удара молнии и т.д.). Такими местами могут быть монастыри, могилы известных шехов, мосты, горы, скалы, деревья и т.д. В эти места выезжают периодически на паломничество для исцеления больных, для удачи членов семьи, для умножения скота и богатства и совершают там жертвоприношение.
Езиды, как и многие народы Востока, суеверны и верят как в злых духов, так и в добрых. После длительной полосы неудач, чтобы отогнать злых духов, необходимо сделать жертвоприношение Архангелу, и мясо раздать малоимущим семьям, или в замен жертвоприношения, пекут свежий хлеб, в количестве 7 штук отдают малоимущим соседям.
Особое значение у езидов имеют многочисленные религиозные запреты. Эти запреты имеют древние корни и по своему происхождению относятся к сабейским обрядам. Согласно древне езидским обычаям, по различным причинам запрещено употребление таких продуктов, как мясо петуха, так как тот имеет сходство с павлином, символом Архангела Тауса, рыбы, так как рыбы спасли пророка Иоанна, и он не утонул в пучине вод. Запрещено мясо газели, употребление тыквы, капусты, салата.
Раньше среди езидов было запрещено также чтение с той целью, чтобы езиды в книгах иноверцев не читали запретные слова. Здесь следует отметить, что как такового религиозного запрета на чтение и письмо не было. Это был лишь запрет отдельных религиозных деятелей, которые, боясь разоблачения в незнании тех или иных догм и обрядов, запрещали езидам читать и писать, при этом сами они также оставались неграмотными. Впоследствии этот запрет оказал огромное негативное влияние на развитие езидского народа в целом.
Два праздника у езидов имеют особое значение. Первый – это праздник в честь рождения Архангела Слтан Езида, который отмечается в декабре. Второй – праздник в честь Шех-Ади, который отмечается в феврале. Этим праздникам предшествует трехдневный пост. Посты начинаются в ночь с понедельника на вторник и заканчиваются в четверг вечером. Во время поста езид в дневное время не должен есть, пить, курить, иметь интимную близость, сквернословить и т.д. Последний прием пищи должен быть не позже рассвета, обычно до пяти часов утра. Кушать разрешается после захода солнца, вечером, когда собирается вся семья, и с молитвой глава семьи начинает ужин. Конец трехдневного поста, пятница, считается праздничным днем. В этот день с раннего утра во всех семьях накрывают столы, ходят по домам, поздравляют друг друга.
Праздник в честь дня рождения божества Езида совпадает с днем рождения авестийского бога Митры, который празднуется в третьей декаде декабря. Как известно, христиане-католики 25 декабря также отмечают рождество Христово. Этот же праздник православные отмечают 7 января по старому юлианскому календарю. Считая этот день вообще днем рождения богов, езиды в третьей декаде декабря, после трехдневного поста, в пятницу с раннего утра празднуют этот день как день рождения своего Архангела Слтан Езида.
Второй пост, который соблюдают в честь Шех-Ади, проводится в середине февраля. Он совпадает с христианским праздником масленицей, т.е. масляной неделей, предшествующей великому посту. Как известно, этот праздник называется еще и праздником проводов зимы (2).
Один из главных и веселых праздников езидов – это праздник Нового года - Клоча Саре Сале, Саре- начало, Сале - год. Праздник Клоча Саре Сале выпадает на день весеннего равноденствия. Помимо всеобщего веселья, одной из особенностей этого праздника является выпечка новогоднего кулоча (по-христиански – кулича). Новогодний пирог – кулоч выпекают в священный день – среду, так как срекда имеет особое значение для езидов в духовной жизни. По религии Шарфадин, Ходе (Бог) в тот самый день создал архангела Таусе Малака, который первый вступил в езидский Пантеон. Перед тем, как запекать клоч, хозяйка в тесто кладет бусинку. На следующее утро, после восхода солнца, собираются все члены семьи (если есть гости, они тоже) и отец семьи разделяет клоч на 7 частей - соответственно семи Архангелам. После части пронумеровываются для того, чтобы было ясно, в какой части, и какому Архангела достанется бусинка. Если она находится во второй части, то она символизирует Архангела Шехубакра и, соответственно, дню вторник. И принято считать, что этот Архангел будет приносить счастье семье в этом году и в течение года, а вторник считается счастливым днем для семьи. В этом году является обязательным, чтобы семья сделала пожертвование в честь Архангела Шехубакра.
Чаршама сор (Красная среда)
Чаршама Сор важный праздник для езидов, поскольку он посвящен архангелу Малаке Таусе . Это имеет особое значение для каждого езида. Чаршама сор считается праздником создания мира, когда земля и вода отделялись друг от друга. В этот день все те, кто по какой либо причине, обижали друг друга должны помириться друг с другом в присутствии духовника. К празднику готовят традиционные блюда, особенно важны вареные крашеные яйца. Яйца красят в разные цвета. Суть в том, что сырые яйца содержат жидкость, где желток двигается (страна первоначально полностью покрыта водой), но когда яйцо сварено ,жидкость превращается в твердую массу, покрытую твердой коркой (после того, как вода отошла была суша на земле). Праздник отмечается в среду. Накануне вечером все езидские семьи согласно обряду "чра вахрн" (сжигают свечи), чтобы встретить Таусе Малака. Утро начинается с поздравительных визитов. Важно помнить всех мертвых и на следующий день посещать могилы своих умерших родственников. В четверг все езидские семьи для упокоя души умерших дают поминки.
Праздник Слтан Езида.
Интересный и красивый праздник Слтан Езида, священный праздник, который до сих пор сохраняется среди езидов по всему миру. Перед праздником важно трехдневный пост. В древние времена это считалось обязательным условием, но сегодня не все следуют этому. Те, кто следует этим правилам, уверен, что очистит свою душу от грехов. Пост начинается в первый вторник после 13 декабря и заканчивается в четверг вечером (3 дня), на четвёртый день отмечают Аид (праздник) священный день Слтан Езида. Это первая пятница после 13 декабря (или мы можем также сказать, что третья пятница).
Люди, которые голодали, соблюдали пост, после заката солнца должны сесть за стол и закончить свой пост. Перед тем, как сесть, они должны были мыть руки и лицо, стоять перед столом и произнести молитву в честь Слтан Езида. После этого только разрешается сидеть за столом.
Важно помнить о мертвых тоже. Езиды в эти дни посещают могилы своих близких и поздравляют их с праздником. Кроме этого, могилы обязательно посещать тем семьям которые потеряли близких в этом году. Такой визит - способ проявления уважения и восхищения семьи покойного.
В пятницу уже отмечают праздник. Мриды посещают своих духовников, преклоняются перед святостью и домов а затем просят их молиться за здравия их семей.
Это один из самых любимых праздников для езидов. Такие праздники очень важные для езидов, т.к. они способствуют сохранению истоков национальных и духовных ценностей из поколение в поколение.
Морально-этические нормы и быт.
В процессе формирования Шарфадинизма большую роль сыграл морально-этический аспект этой религии, впитавшей в себя самое лучшее начиная с человеческой веры в сверхъестественное, и самой первой монотеистической религии на земле. В этом плане религия езидов оказала огромное воздействие на нравственность самого езида, формирование его характера в духе справедливости, верности своему народу и религии. Человекалюбие, добролюбие, правдолюбие и справедливость, стыд и стыдливость, миролюбие и смиренность, благотворительность и пожертвования – таковы основные критерии, на которых основывается вся морально-этическая сторона Шарфадининизма.
Сами езиды по своей натуре – общительные, доброжелательные и вежливый народ. Они говорят в своих молитвах, Боже дай благополучие всем народам а потом нам езидам. Езид, как истинный представитель Востока, он человек слова и чести. Без веских причин первым не вступает в конфликт, а накалившуюся ситуацию старается разрядить мирным путем. Езид всегда стремится делать добро, помогать бедным, никогда не желает другому зла, а попавшему в беду всегда готов прийти на помощь. У каждого езида очень развиты чувства чести и стыда за содеянное. Поэтому езиды свою религию называют еще и религией «стыда и справедливости». Стыд, прежде всего, – это стыдливость детей перед родителями, младшего перед старшим, это послушание и уважение. Любое дело езид всегда стремится делать так, чтобы потом за него не было стыдно. Такова мораль езидов.
Езиды, как и большинство народов Востока, очень гостеприимны. Еще с древности, проводя большую часть своего времени в борьбе за выживание, они всегда были рады мирной идиллии, особенно в приятном обществе гостей у своего родного очага. Езиды всегда готовы принять гостей и оказать им самое радушное гостеприимство, угощая самым лучшим из того, что есть в доме.
Езид должен быть солидарен со своими соплеменниками. Предавший свой народ езид заслуживает всеобщее презрение и рано или поздно уходит на другое место жительства, где его мало знают. Езид должен зарабатывать и кормить семью только честным путем. Нажитое нечестным путем рано или поздно оборачивается не благом, а несчастьем.
Езиды в отличие от мусульман, пьют вино и водку. Предлагая тост за кого-либо, езиды, как правило, сначала воздают хвалу одному из святых покровителей, а затем только предлагают тост за конкретного человека, при этом, прежде всего, выражая добрые пожелания представителям всех народов, а затем только данному человеку и всему его роду.
Согласно морально-этическим нормам Шарфадинизма, дети у езидов должны уважать своих родителей и вообще старших, быть им послушными. Непослушание детей может привести к их наказанию и даже проклятию со стороны родителей и старших. Таким детям не может быть места среди родных и односельчан, среди своего народа, и они рискуют остаться без родного очага, быть выдворенными из отцовского дома (2, 3).
Каждый праведный езид должен отпускать бороду и усы, а на голове отрастить длинные волосы, которые надо заплетать в косу. Таков внешний вид езида. Однако все эти атрибуты езидского мужчины остались в прошлом. Помимо духовенства лишь малое число езидов соблюдают их, в основном это те езиды, которые проживают на исторической земле. Современные же езиды отращивают только усы, считая, что все остальное – это элементы архаизма, признаки отсталости и не соответствуют современному укладу жизни (7).
Национальный костюм у езидских мужчин очень практичный, хотя и пестрый. Он вполне соответствует тем горным условиям, в которых они, как правило, живут. Мужчины носят широкие шаровары, куртку, длинный пояс, а на голову надевают войлочный конусообразный колпак. Старейшины так же, как и религиозные деятели, носят белоснежное длинное одеяние.
Езидская женщина в отличие от мусульманской женщины, более раскрепощена, независима, пользуется большим уважением у мужчин. Кроме свадебной фаты она никогда не носила и не носит закрывающее лицо покрывало, свободна в своем выборе при замужестве, активно участвует в семейной жизни, имеет свое место и вес в жизни общины. Езидская женщина имеет равные права с мужчинами, она уважаема, имеет свое мнение, работает и зарабатывает. Многоженство в Шарфадинизме запрещено. Крайне редкие случаи многоженства осуждаются общественным мнением, а допустивший многоженство становится всеобщим посмешищем.
Женщины у езидов очень красивы, стройны, гибки. Езидская женщина носит пеструю, яркую и красочную одежду. Закрепленные на поясе спереди и сзади два разноцветных куска материи, обшитые снизу разноцветными лентами, составляют вместе нарядную двухцветную юбку. Спереди езидка завязывает нарядный фартук. Молодые девушки носят на голове белый прозрачный платок, украшенный бусинками. Знатные дамы носят круглый женский головной убор, украшенный серебряными или же золотыми монетами. Таково традиционное одеяние езидки на исторической земле (6).
Синий цвет у езидов запрещен, так как он приносит несчастье. К синему цвету приравнивается темно-зеленый цвет, т.к. он близок к синему, а также черный цвет, который традиционно считается траурным цветом. Поэтому эти цвета не употребляются в одеяниях езидских женщин, кроме траурных церемоний, где наряду с черным употребляются также темно-синий и темно-зеленые цвета (6).
В отношении к другим религиям езиды очень терпимы, и относятся к ним с уважением. Несмотря на вековые гонения со стороны исламского радикализма. Имеется много исторический зафиксированных случаев геноцида по отношению езидского народа, со стороны исламского радикалов, примерно 161 геноцид, последним было 03.08.2014 году совершенным исламским государством (ИГИЛ), организация которая запрещена на территории России.
Что касается отношений между езидами и христианами, в частности, армянами, ассирийцами, халдеями, проживающими по соседству с езидами, то эти отношения можно назвать родственно-дружескими. В Ираке мало кто из ассирийцев, халдейцев и других представителей народов Древнего Вавилона не говорит на родном языке езидов, а для многих халдейцев, ассирийцев и армян, которые проживают среди езидов в Ираке и Сирии, этот язык является основным языком общения (2, 3).
Езиды, могут посещать любые храмы народов мира, они говорят что Бог един, и всё человечество являются детьми Всевышнего. Езиды СНГ ходят в свои храмы, если езидского храма нету поблизости, тогда они ходят в христианскую церковь, где совершают свои молитвы и ставят свечи за близких и родственников. Езиды наряду с езидскими именами носят как мусульманские, так и христианские имена в зависимости от среды обитания. По мере развития езидского общества имена также претерпели изменения. Отдавая предпочтение проживанию в христианской среде, езиды тем самым отдалились от использования исламских имен, употребляя все больше христианские. В этом плане следует особо выделить езидов, проживающих среди армян и грузин. Они дают новорожденным как чисто армянские или грузинские, так и общехристианские имена. Называть детей мусульманскими именами среди езидов СНГ уже стало не актуальным (7).
У езидов бывшего СССР, большинство из которых теперь проживают на территории России, быт и внешний облик претерпели значительные изменения. Находясь вдали от исторической земли и поселившись среди других народов, они во многом адаптировались к местным условиям жизни, к местному быту, обычаям и укладу жизни того народа, среди которого они проживают. Европейский быт и культура активно внедряются в жизнь езидов. Остались в прошлом многие религиозные обряды. Пестрая и своеобразная национальная одежда езидов полностью растворилась в пучине европейского стиля. Езиды наравне с другими народами уверенно шагают в будущее (7).
Несмотря на все эти новшества, Шарфадинизм по-прежнему существует в своем традиционном виде. Ритм современной жизни лишь модернизировал это богатое древнейшее наследие. И если эта маленькая религия прошла через тысячелетия и дошла до наших дней, значит, она была, есть и будет всегда. Раз существует Шарфадинизм, значит, обязательно должны быть верные ему езиды, ибо эту религию, одну из первых монотеизстических религии, Архангел Таус по воле Бога передал езидскому народу.
Гонения езидов.
Езиды подвергаются гонениям на протяжении всей своей истории. Сами они говорят, что живут тут уже семь тысяч лет, и за это время пережили свыше 161 попыток полного истребления, со стороны исламского радикализма, и меньшей степени попыток во времена Ассирийского государства в период правления царя Нимруда.
Так в чем же причина многочисленных конфликтов соседей с езидами? Все дело в одной из центральных фигур религии езидов — Архангел в Таус, в одном из образов Павлина. Согласно придуманной легенде, на востоке, Архангел Таус, якобы является дяволом с именем Иблис, как и упоминаемый у мусульман в Коране, который отказался в восхищении и с поклоном, перед первым человеком — Адамом. И, опять же, как тот самый Иблис, якобы стал павшим Архангелом, который востал против Бога. Что не является допустимым в Шарфадинизме, призанания какой-либой сверхъестественной силы против Бога. Езиды говорят что этим пониманием мы допускаем себя в сомнениях о могущественности божественной силы Бога, никто не может быть сильнее Бога. Вот и поэтому езидов так часто и ставили перед выбором: отказаться от веры или погибнуть. Езиды говорят что нет никакого дьявола или сатаны, все плохое и хорошее в каждом человеке по природе своей, ибо Бог дал человеку права выбора в совершении зла и добра, и это воздастся каждому человеку по делам их житейских, на Божьем суде.
По рассказу востоковеда А. Остальского, в религии Шарфадин, первым Бог создал Архангела Тауса, и завещал ему никому не поклоняться, кроме себя. После Творец создал человека и велел всем ангелам кланяться Адаму, как лучшему своему творению, и быть ангелохранителями для каждого человека. Семь Архангелов поклонились лучшему творению Бога, а Архангел Таус, сказал: «О Господ, ты сам научил меня, что я не должен ни пред кем склоняться, кроме тебя». Но, со временем, при появлении исламской религии, ряд заинтересованных людей политического уровня, решили внести в заблуждение исламский мир, чтобы трактовать священный Коран в своих интересах, с целью стереть с лица земли религию Шарфадин, следовательно в том числе езидский народ для полного истребление, вот и поэтому, из-за этого мусульмане считают езидов "дьяволопоклонниками".
На протяжении веков езиды подвергались гонениям со стороны мусульманского мира. По словам езидов, самым кровавым нашествием считается вторжение двух арабских халифов — Омара ибн Хаттаба и Халида ибн Валида, которые вырезали сотни тысяч езидов, более 50 тысяч повесили, сотни тысяч были взяты в плен или насильно исламизированы.
Это истребление езидов охватило территорию от Рехае (Урфа) до Сиирта. Попавших в плен и принявших ислам уже бывших езидов использовали для дальнейших нападений и уничтожения сбежавших высоко в горы езидов.
Следует отметить, что об этих убийствах рассказывают исламские и даже, византийские источники исторической литературы, которые подробно писали о арабском завоевании Сирии и Ирака, тем более что по правилам шариата немусульмане могли остаться в своей религии при условии уплаты подушной подати (джизья) (смотрите зимми и люди писания). На сегодняшний день, вся данная литература храниться в государственных библиотеках ближнего востока, (Турции, Ирана, Ирака, Сирии).
Таких примеров на протяжении столетий было несколько, можно перечислить самые кровавые из них:
В XIII веке из Мосула был похищен лидер езидов. Позже он был казнён, при этом его тело не было возвращено. В результате этого инцидента началась многолетняя война. В неравной схватке езидам пришлось покинуть свои города и храмы и бежать в горы. Их поселения были сожжены и уничтожены до основания, имущество было разграблено.
В 1414 году началась новая резня езидов соседями-мусульманами, в которой погибло множество езидов.
1640—1641 годах езидские деревни около города Мосула были разграблены, и после этого османский губернатор Диарбакыра Мелек Ахмед-паша развязал войну с езидами, вторгшись с 70 000-й армией. Езиды понесли большие потери.
1647—1648 год. Наследственный правитель Шейхана, Шейх Мирза, восстал против турок с целью захватить Мосул. В результате этого восстания турецкий правитель, Шамси-паша, лично напал на езидов во главе многочисленного вооружённого отряда. Вооруженные силы езидов потерпели поражение в этой битве, было захвачено много пленных, в том числе сам Шейх Мирза. Позже он был повешен правителем города Вана.
1715 год. Турецкий правитель Багдада, Хасан-паша, атаковал область Шенгал. Это неожиданное нападение заставило езидов перебраться в регион Кхатуния. Хасан-паша устроил крупномасштабную резню и передал управление этой областью арабу-бедуину, главе племени Таии. Позже именно это племя использовалось в военных действиях против езидов в этом регионе.
1733 год. У реки Заб было разрушено множество езидских деревень, были совершены массовые убийства по приказу турецкого правителя Ахмада Паши.
1752—1754 год. Множество езидов из района Шенгал были атакованы турком Сулейманом Пашой. В течение двух лет продолжались его массовые карательные действия, которые стоили езидам огромных потерь.
1767—1768 годы. Османский правитель Мосула, Амин-паша, послал своего сына с сильной армией с целью разграбить область Шенгал. Он приказал езидам отдать ему 1000 овец. Когда было отдано лишь 80 овец, османы напали и убили большое количество езидов.
1770—1771 годы. Восстание езидского правителя Шейхана, Бедах Бега, против османского управления, было подавлено, результат: массовое истребление езидов.
1773—1774 годы. Османский правитель Мосула атаковал Шенгальскую область. Поселения езидов были разграблены и уничтожены.
1779 год. Османский правитель Мосула направил большое войско в Шенгал.
1785—1786 годы. Османский правитель Мосула, Абд эл-Баки, атаковал Шенгал, но был побеждён и потерял много воинов. В тот же самый период Шенгал снова был атакован арабскими войсками.
1786—1787 годы. Наследный правитель езидов (Мир) Шейхан, Чоло Бег, потерпел поражение в битве с Пашой Амадия.
1789—1790 гг. Арабы-бедуины из племени Таии взяли власть в области Шейхана и убили Чоло Бега. Впоследствии началась новая битва, в результате которой арабское войско понесло большие потери.
1790—1792 гг. Арабы-бедуины из племени Таии атаковали Шенгальскую область. Исмаил Паша захватил Кансар Бега в Шейхане и заключил его в тюрьму. Позже Хасан Бег, сын Чоло Бега, смог вернуть себе власть в области. Однако, правитель Амадии схватил его и повесил.
1792—1793 гг. Османский правитель Мосула, Мухаммад-паша, сжёг восемь езидских поселений в области Шенгал.
1793—1794 гг. Правитель Мосула снова напал на Шенгальскую область Минкар, чтобы покарать езидов, но потерпел поражение в битве.
1794—1795 гг. Османы под командованием Сулеймана-паши вторглись в Синкарскую область и опустошили её. Войска Сулеймана-паши разграбили эту местность, похитили 60 женщин и украли 600 голов домашнего скота.
1799—1800 гг. Абд эль-Азиз Бег из Багдада с помощью бедуинского племени Таии, руководимого Убаидом Хамдамом, уничтожили 25 езидских деревень в области Шейхан.
1802—1803 гг. Правитель Мосула, Али-паша, решил взять под свою власть Шенгальскую административную область. Его армия атаковала езидов с севера, а арабские бедуины напали с востока. В результате, несколько деревень были уничтожены, леса сожжены дотла. Потерпев поражение в этой войне, езиды были вынуждены подчинться османской власти.
1809—1810 гг. Османский правитель Багдада, Сулейман Катил (Убийца), напал на Шенгальскую область. Он разграбил небольшие поселения Балада, Шенгала, Михиркана, а также несколько других деревень, уничтожая езидов.
После 1832 года езиды подверглись наибольшим жестокостям, намечалось полное их уничтожение. Несмотря на их героическое сопротивление, в 1832 году наследный курдский правитель Ботана, Бедир-хан Бег, захватил езидские поселения в области Шейхан, взял в плен Али Бега, лидера езидов, и после жестоких пыток убил его. Были разграблены и сожжены дотла районы в области Шейхана, которые в основном были заселены езидами. Курды совершили беспрецедентную резню своих собратьев езидов, маскируя банальный грабёж обвинениями в безбожности, позаимствовав этот приём у арабов. Чтобы избежать захвата в плен, жители бросались в воды реки Тигр. Те, кто не в состоянии был кинуться в воду, и те, кто не умер в воде, были пойманы и убиты.
1832—1833 гг. Наследный курдский правитель Равандуза, Мухамад, атаковал езидов в области Анкары. После совершённых массовых убийств в области верхнего Заба он покорил Анкару. Правитель Анкары, Исмаил-паша, вынужден был уйти высоко в горы Зикар.
1833—1834 гг. После завоевания части области Ботана Мир Мухамад атаковал и убил много езидов Шенгала.
1838 г. Османский правитель Диярбакра атаковал езидов из Шенгала.
1838 г. Османский правитель Мосула, Таияр-паша, атаковал Джабалскую область с целью наказания езидов, отказавшихся платить налоги османам. Чтобы оценить ситуацию и выслушать местных жителей, неспособных платить такие большие налоги, Таияр Паша решил посетить эту местность. Его сопровождала огромная армия. Когда они достигли Микрана, он послал своих посредников, чтобы те объяснили его намерения. Посредники были убиты и из мести он опустошил эту местность. Однако езиды смогли бежать в пещеры и там напасть на оттоманцев из засады. Таияр-аша понёс огромные потери и был вынужден вернуться в Мосул. После этого езидов не трогали до 1890 года.
1890 г. Езиды восстали, не желая отсылать своих молодых мужчин в турецкую армию. Дважды напав на езидов и натолкнувшись на их сопротивление, турки перестали забирать в армию езидских мужчин. Но, к сожалению, эта мирная эра длилась недолго.
1892 г. Паша Омар Вахби послал ультиматум в область Шейхана, требуя от езидов принятия ислама и уплаты налогов, угрожая в противном случае подвергнуть их преследованиям. Лидер езидов отказался принять требования. В ответ на это Омар Вахби-паша со своими союзниками вошёл в езидские поселения, уничтожая всё на своём пути. Он разграбил Лалеш и передал все езидские священные принадлежности в Мосул, обратил храм Шейха Ади в школу, и в таком унизительном статусе она профункционировала 12 лет.
В ответ на эти преступления послы христианских государств выразили свой протест Османской империи. В 1893 году Паша Омар Вахби был отозван обратно в Стамбул.
Первая мировая война (1914—1918). Езиды пришли к выводу, что мировая война — благоприятная возможность восстать и освободиться от турецкого террора. Это было время, когда армяне подверглись геноциду со стороны властей Османской империи и часть из них перешли к самообороне. Езиды поддержали это восстание, видя союзников во вторгшихся русских солдат самой великой России, благодаря которых Османская империя была сломана вместе с европейскими союзниками.
В этой войне езиды сражались вместе с армянами, и русскими, они были среди военачальников, которые сражались в рядах освободительного движения вместе. Одним из них являлся Джангир-ага. В столице Армении, Ереване, ему установлен памятник. Он со своей 700 (1500) сабельной конницей, состоявшей из езидов, вместе с армянскими войсками под командованием генерала Драстамата Канаяна и генерал-майора Мовсеса Силикяна, разбили турецкие отряды во время битвы при Баш-Апаране и Сардарапате, после которой Османская армия прекратила дальнейшее наступление на Армению.
Апогей исламского фанатизма пришёлся на 1915 год, когда Османская империя учинила геноцид по отношению к немусульманским народам (армянам, ассирийцам, езидам, грекам), жившим на её территории. Сколько езидов погибло в этой резне официально не известно, но приблизительные цифры говорят о нескольких сотнях тысяч человек. В этот период войны езиды Турции были вынуждены покинуть свои дома и искать убежище на восточных границах, они бежали в Российскую империю.
Шангальская резня произошла в 21 веке, 03 августа 2014 года в городе Синджар (Шангал) на северо-востоке Ирака во время наступления ИГ* из Сирии, и длилось 10 кровавых дней. Она признана «самой страшной и унизительной» в истории езидов и стала последнии актом истребления езидов. За свою мирную монотеистическую религию Шарфадин, езиды были подвергнуты геноциду террористами исламского государства (ИГИЛ, ДАИШ), которая запрещена на территории России.
По официальным источникам сфере массовой информации было выявлено что более 400 тысяч человек были изгнаны из города, свыше 100 тысяч убито, до 70 тысяч угнаны в рабство, а свыше 100 тысяч укрылось в горах Шенгала. Однако этой трагедии можно было избежать, или сократить масштабы убийств, если бы 11-тысячный контингент пешмерга 03.08.2014 г., не отставил бы Шенгал!!! Ведь вся правда в том, что данный геноцид езидского народа, уже было запланировано,
Масудом Барзани, президент Иракского Курдистана, и Нечирваном Барзани, премьер-министр Иракского Курдистана, так как, в начале 2014 года, издали закон для езидского региона Шангал, касаемой принудительной сдачи езидами оружия, боеприпасов, и взрывных устройств, с целью обезоружить езидов, для дальнейших кровавых действий со стороны исламского государства.
Власти Иракского Курдистана, в начале августа 2014 года, уверяли езидов что Пешмарга защитит Шангал от ИГИЛ, говорили езидам не вооружайтесь, мы вас защитим, а езиды поверили, и не думали что курдское Пешмарга умышленно запланировали, и возможно договорились с ИГИЛ, чтобы предоставить свободный путь 03.08.2014г., для истребления езидского народа.
После нескольких дней кровавых убийств и насилия езидов, со стороны исламского государства, помощь военному народному отряду езидов, пришла Народная Партия Курдистана (РПК-Оджалан), и лишь через неделю вмешались ВВС Ирака, но только через 10 дней кровавой бойни езидов, но, а самое интересное это то что «Совет по предупреждению злодеяний» при президенте США вспомнил о шангальской резне лишь через два года....
После шангальской резни идеологи езидов делят историю на «до» и «после» 03 августа 2014 года. Президент Иракского Курдистана Масуд Барзани использовал эту трагедию для того, чтобы потребовать от США и Евросоюза военной помощи против ИГ, и этим получить финансирование для своего обогащения.
Руководство пешмерга до сих пор не наказано, а Эрбиль пытается замять разбирательство. В конце декабря 2015 года глава Бюро по правам человека в Белом доме Саманта Пауэр, постпред США в ООН, внесла езидов в список жертв геноцида ИГ. Однако, как и курдские политики, администрация президента США использует эту трагедию в политических целях. Исходя из теории геноцида, он становится угодным, когда необходимо оправдать гуманитарную интервенцию США....
Езиды сегодня
В 2016 году у езидов появился новый монарх Султан Келаш Рзган, который дал интервью международной прессе о своём езидском народе, вот один из фактов интервью.
Султан езидов Келаш: «Мой народ спасет только Россия»
На вопросы ИА REGNUM отвечает правитель езидского народа Султан Келаш из рода Резган.
Султан езидов Келаш (посредине) в окружении участников Московской международной конференции
Станислав Тарасов, 9 июня 2017, 22:17 — REGNUM
ИА REGNUM
Ваше высочество, так получается, что вы даете первое свое зарубежное интервью именно ИА REGNUM. Я знаю, что вы живете в Германии, и поэтому говорю с вами по-немецки. Но вы владеете шестью языками, насколько известно. Давайте поэтому договоримся о том, на каком языке будем дальше общаться для того, чтобы лучше понимать друг друга.
Да, я пытаюсь дать свое первое интервью в России. Мы можем говорить на языке, с помощью которого нам лучше выражать свои мысли.
ИА REGNUM На каком?
Можно говорить по-русски (далее султан переходит на прекрасный русский язык).
ИА REGNUM Давайте сразу определимся с процедурными вопросами. В ходе международной конференции «Месопотамия сегодня: корни и перспективы езидской государственности», которая проходит в Москве и на полях которой мы с вами разговариваем, вас представили как султана езидов. Что за этим стоит?
Я привез в Москву рескрипт парламента езидского народа о султане езидов, который был принят на специальном заседании 30 июня 2016 года. Процитирую пункт 5: «Мы передаем власть и титулы короля езидов от имени малика Тауса нашему достойному престолонаследнику из рода Резган, нашему езиду Келашу и его Ангелу-хранителю шейху Бекеру, и благословляем его на вступление на престол трона султана езидов».
ИА REGNUM Итак, езиды решили восстановить султанат. Есть шансы, что ваш трон признают правящие и другие царские дворы хотя бы Европы?
Да, есть. Не буду сейчас уточнять детали, но такие переговоры ведутся, и небезуспешно. Езиды в Средние века были влиятельной силой на Ближнем и Среднем Востоке. Население таких эмиратов, как Шейхан, Марван со столицей в Диярбакыре, Касер (современная Сирия), Мосул, Хакари, Бадиан, Батман, Ботан, в основном состояли из приверженцев езидского вероисповедания. Османские султаны уважали и поддерживали добрые отношения с езидскими эмирами. При этом границы езидских княжеств простирались от Антакии до Диярбакыра и Джизры, включая Мосул, Захо, Эрбиль и Соран. Но была и острая проблема во взаимоотношениях с мусульманами. Наши историки насчитали в мировой истории 360 геноцидов, из которых 161 прокатился кровавым колесом по езидам. Мы считаем, что наступил момент, когда мы, езиды, можем заявить о своем праве на свою родину.
Подробности: https://regnum.ru/news/2286705.html
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM.
И так, в настоящее время на территории Российской Федерации официально зарегистрированы езидские общины в Москве, Ярославле, Екатеринбурге, Владимире (Владимирская область), Челябинске, Сургуте, Дмитровграде (Ульяновская обл.), Туле, Нижнем Новгороде, Краснодаре, Иркутске, и ряд других городов России. В настоящее время по переписи населения в 2010 года, в РФ проживает свыше 100 тысяч езидов.
В России первыми на официальном законодательном уровне была зарегистрирована Ярославская региональная национальная езидская некоммерческая организация. Весной 1996 г. на общем собрании этнических езидов в городе Ярославле было принято решение о создании общественной организации, которая должна регулировать и направлять жизнь езидских общин в соответствии с нормами и традициями езидов. Здесь был принят устав организации «Езиды», зарегистрированный отделом юстиции администрации Правительства РФ 22.05.1996г., что подтверждает Свидетельство о регистрации № 518. Таким образом, организация «Езиды» является юридическим лицом, созданным в соответствии с российским законодательством и реализующим цели и задачи, поставленные в уставе.
Общественная организация «Езиды» централизует и координирует действия езидских общин в различных областях РФ, помогает в организации и регистрации новых общин, осуществляет культурный и информационный обмен. Основным направлением ее деятельности является сохранение богатого культурного и духовного наследия езидов.
В соответствии с Федеральным законом РФ от 17.06.1996 г. № 74 – ФЗ «О национально-культурной автономии» в городе Ярославле в 1998 году организована и зарегистрирована «Ярославская городская езидская «национально-культурная автономия» (рег. № 886 от 20.05.98). В дальнейшем была создан Общероссийский Езидский Конгресс в РФ объединяющая все езидские общины на территории Российской Федерации, для координации, и развитию езидского культурного наследия.
Езиды совместно с другими народами, проживающими в Российской Федерации, активно выступают со своей культурной программой в рамках фестиваля «Дня Народов России» в городе Екатеринбурге, Владимире, Ярославле, и ряд других городов страны. Выступление езидских коллективов всегда отличается своим профессионализмом, национальным колоритом, народным фольклором и необычными национальными костюмами. Активность езидских зрителей на этих культурных мероприятиях, их приобщение к культуре других народов свидетельствуют о солидарности всей езидской общины с представителями других национальных общин.
Ярославская езидская община – первая общественная организация, отправившая свою эмблему на Международную орбитальную станцию. Это событие произошло 8 сентября 2000 года при участии российских космонавтов Ю.И. Маленченко и Б.В. Морукова . Эмблема была возвращена в Ярославль и в мэрии города в торжественной обстановке вручена Совету Езидской общине. Этот факт ярко свидетельствует о стремлении совета Общины участвовать во всех сферах жизни страны.
Одна из задач общины – это оказание помощи в формировании и правовом оформлении, а также организации работы езидских общин в других субъектах РФ. Такая деятельность ведется давно, но сейчас принимает глобальный характер. Это направление включает в себя вопросы культурного обмена, обеспечения литературой и другими необходимыми материалами.
Одна из основных целей Общины на современном этапе – добиться хотя бы правильного написания и толкования слов «езиды» и «Шарфадинизм» в справочной и официальной литературе, официального признания езидов в качестве самостоятельного этноса со своей отдельной религией.
В будущем Общине предстоит решить такие серьезные вопросы, как проблема изучения езидского языка молодым поколением, выбор алфавита, ибо их несколько, преодоление трудностей организационного характера в осуществлении самого преподавания и т.д. Другая немаловажная задача – это решение ряда религиозных вопросов совместно с духовенством относительно восстановления и проведения обрядов и религиозных праздников езидов.
Езиды Урала.
В Свердловской области проживает около 5 тыс. езидов
Большинство из них приехали на Урал из Армении и Грузии в начале 90-х, когда в бывших советских республиках начался масштабный экономический кризис. Работали на стройках, в мастерских. Освоившись, пошли в торговлю, а молодёжь обучаясь в высших учебных заведениях, поступали на государственную службу РФ. Отличить езида, скажем от, армянина или грузина практически невозможно. Традиционная фамилия езида кончается на букву «н» или «и». Например, «Рзган, и Рожкани". Но бежавших в начале 20 века от турецко-османского геноцида езидов, фамилии езидов при получении документа удостоверяющие личность, к примеру, в Армянской республике записывали с окончанием буквами «ЯН", а в других республиках СССР с окончанием «ОВ".
Заключение.
Со слов самих езидов Шангальского региона, и езидов всего мира в целом, в спасении езидского многострадального народа от постоянного нашествия геноцида, и мира в регионе где зародилась колыбель цивилизации древняя Месопотамия, это всенародно избранный езидский Султан Келеш Рзган, который с езидским Советом Старейшин много лет работали над национальным проектом для создания автономии под названием «Новая Месопотамия, которая откроет новый путь к светлому будущему Езидов и всех народов проживающих в Ираке, именно езиды со своей многострадальной историей прошлого и настоящего, миру откроют свободу вероисповедания и любви к народам всей земли. Это будет новая форма государственного устройства, где самая новейшая форма управления будет пресекать духовную власть Султана, в частности Совета Старейшин, с законодательной, исполнительной, и судебной власти, где социальная жизнь граждан будет осуществляться продвижением духовной морально- нравственного развития, где каждому гарантированы конституционные права на хорошую социальную жизнь, и свободу вероисповедания, где не будет коррупционной составляющей, где честность, трудолюбие, и законопослушание будет нормой для развития государственной индустрии гражданского благосостояния как и государства в целом.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
На сегодняшний день всего езидов на Земле проживает от 2 до 3 млн.человек. Кроме езидов, живущих на севере Ирака (в окрестностях городов Синджар и Дахук) в количестве более 700 тысяч человек, живут езиды на юго-востоке Тупции, на северо-востоке Сирии. Много езидов вынуждены жить в других странах (Германия, Армения, Россия, Грузия, Франция, США).
И везде, где живут езиды, они добиваются больших успехов в своей работе и жизни, многие езиды становятся успешными государственными деятелями, крупными чиновниками, успешными предпринимателями. Это показатель того, что езиды являются сильной и устойчивой нацией, не теряющей связи со всем своим народом. Тем более, что современные средства связи ( особенно Интернет), позволяет держать постоянную связь со своими друзьями.
Я надеюсь, что не смотря на многочисленные проблемы, езиды встанут на достойное место среди всех других народов нашей планеты, и суверенные государства поддержат их благие намерения для создания езидской автономии, ибо только только езиды смогут принести мир на ближнем востоке.
Источники литературы