Найти в Дзене
А.И. Алёхин

Утомлённое солнце

В начале 20-го века в мире начинает бурно развиваться эстрадное искусство. Появляется великое множество варьете, кабаре, мюзик-холлов. Практически во всех ресторанах выступают певцы и оркестры. Из Аргентины приходит афро-аргентинский народный танец танго и стремительно распространяется по всему миру. В том числе и в Европе.

В 1936 году польский композитор и дирижёр эстрадного оркестра Ежи Петерсбурский написал музыку необычного танго "Последнее восксресенье" (To ostatnia niedziela). Печальная история юноши, у которого девушка уходит к другому, более богатому. И прощаясь с ней, он просит подарить ему одно, последнее воскресенье. А потом... Он не хочет говорить о том, что будет потом.

Танго было действительно странным. Обычно музыка танго резкая и энергичная. Это танец пылкой латино-американской страсти, чётких шагов и внезапных разворотов. А музыка "Последнего воскресенья" меланхолична и задумчива. И невероятно грустна. Особенно в исполнении Мечислава Фогга, в котором его услышали впервые у нас в 1937 году.

Танго подхватили и запели наши певцы. Но с совершенно иными словами. Последняя неделя исчезла. На эту музыку Клавдия Шульженко пела "Песню о юге", джаз-квартет Александра Рязанова пел "Листья падают с клёна", а Павел Михайлов, солист джаз-оркестра Александра Цфасмана пел "Утомлённое солнце". Причём именно последний вариант более других сохранил меланхолическую печаль оригинала.

Образ утомлённого солнца неожиданно оказался очень созвучным времени. Что есть утомлённое солнце? Солнце, усталое за день, идущее к горизонту (" к морю спускалось"), на закат. И вот это ощущение заката висело где-то в воздухе

https://argumenti.ru/images/arhnews/559201.jpg
https://argumenti.ru/images/arhnews/559201.jpg

. В недолгом перерыве между двумя мировыми войнами ненадёжность и усталость привычного мира ощущалась не только кожей. В конце первой мировой войны (1918 г.) вышла книга Освальда Шпенглера "Закат Европы" о конце европейской культуры. Неустойчивость экономики предвещала приближение Великой Депрессии 1929 года. И отчётливо очевидными были реваншистские течения, готовящие вторую мировую войну. И неслучайно во множестве фильмов, рассказывающих об этом времени или звучит это танго, или фигурирует образ, или просто название "утомлённого солнца". А в фильмах Никиты Михалкова появляется ещё и новый оттенок этого образа: когда утомлённым оказывается не солнце, а живущие под ним люди.