Найти в Дзене
Уголок фантастики

Бойтесь своих желаний. Исполнители желаний в различных культурах. Ч.2 Джинны

В прошлый раз я поведал вам о исполнителях желаний в культуре и мифологии Древней Греции. Конечно там не было конкретных существ для этого и всем занимались боги, но занимательные истории встречались и там. Теперь же мы отправимся с вами дальше, и наш путь лежит на Восток "Куда сказка зовеееет", где зародилась самая молодая мировая религия авраамического толка - Ислам, являющаяся калькой со смеси иудаизма и христианства с восточным колоритом. А поговорим мы с вами о могущественных существах - джиннах.

Таким добродушным нам представил джина Дисней
Таким добродушным нам представил джина Дисней

В доисламскую эпоху джинны у арабов почитались как боги. Согласно вероучению ислама, джинны были созданы из чистого бездымного пламени и живут параллельно с людьми. Согласно арабской мифологии существует четыре вида джиннов: ифрит, гуль, сила, марид. В западной культуре джинн прежде всего известен из сборника сказок Тысяча и одна ночь как волшебный дух, внешне похожий на человека, но заточённый в лампе и исполняющий три любых желания тому, кто потёр лампу и пробудил джинна.

Как утверждает Коран, Сулейман (Соломон в христианстве), один из самых великих правителей израильского царства, получил силу от Бога, способную повелевать самыми могущественными джиннами. В христианстве они более известны, как Демоны Гоетии, с помощью джиннов, Соломон велел им исполнять разные обязанности в зависимости от их способностей и наказывал за неповиновение. Сулейман заставлял работать джиннов усердно, много и наказывал за неповиновение. Сулейман после смерти остался сидеть, оперевшись на свой посох, и джинны думали, что он продолжает наблюдать за ними.

-2

Джинны встречаются практически во всех фольклорах мусульманских стран, которые берут своё фактическое начало в эру Аббасидского халифата, где появилось современное понятие джинн, а женщина — джинири. Существовали в то время и легенды о джинири, например, о Джейхал Джинири. Несмотря на то, что исламские богословы придавали мало значения джиннам, мусульманская художественная литература изобилует рассказами о джиннах, о любовных историях, сокровищах, которые они хранят и множественных попытках искусить правоверных аскетов. Джинны были популярнейшими персонажами в арабском и мусульманском средневековом фольклоре и зачастую выступали в роли злодеев, в своей роли были схожими с бесами и чертями в европейском фольклоре.

Один из главных аспектов мусульманского мистицизма — попытки подчинить себе джиннов и использовать их способность творить чудеса. По сей день широкой популярностью пользуются книги-руководства по покорению джиннов.

Палестинцы верят, что джинны могут принимать абсолютно любую форму, могут принимать облик стариков и нищенок. Палестинские женщины не открывают сосуды с маслом, веря, что после заката солнца они принадлежат джиннам, а если всё-таки была необходимость открыть сосуд, то нашептать заклинания с именем божьим. Палестинцы и арабы также верят, что джинны появляются на улицах ночью и поэтому ночью люди стараются не садиться на ступени, а проходя по лестнице, шепчут имя Бога. Если ребёнок нечаянно падал на ступеньки, то это место кропили водой и солью. Также ради защиты детей от порчи джинна, их не стоило наказывать накануне пятницы и подпускать к зеркалу после заката. Среди арабов не принято прыгать через костёр, так как считается, что этим они вызывают гнев у джиннов, которые могут наслать порчу в виде бешенства и падучей. Ночью также не следовало свистеть, мести пол или играть на свирели, дабы не злить джиннов.

В азербайджанских сказаниях джинны любят верховую езду: они тайком садятся на лошадей и скачут до тех пор, пока те не придут в изнеможение. Хозяева лошадей, чтобы поймать джинна и наказать его, мажут спины лошадей смолой и пускают их в поле. Когда джинн садится на лошадь, то прилипает к её спине и не может освободиться. Страшным наказанием для джинна считается, если воткнуть в его тело иголку, которую сам джинн почему-то не может вынуть. Джинн делается покорным рабом того, кто воткнёт в его тело иголку. Чтобы избавиться от рабства, джинн тайком от своего хозяина просит какого-нибудь ребёнка вынуть из тела иголку, обещая дать за это яблоко; но как только иголка вынута, джинн моментально исчезает.

Джинны имеют много общего с демонами, бесами в христианской культуре или шеддимами в иудаизме, основным отличием служит то, что джинны в исламе, как и люди, имеют выбор быть праведными или слугами Сатаны, а христианство причисляет абсолютно всех демонов ко злу, также, если в христианской доктрине, все демоны — падшие ангелы, то джинны были изначально сотворены Богом, какие они есть, не имея ничего общего с ангелами.

Джинны — популярнейшие сказочные персонажи в мировом кинематографе. Часто изображаются как волшебные существа, заключенные в лампу или бутылку. Джинн подчиняется воле того, кто вызволил его из заточения, и исполняет его желания. Классическим воплощением джинна стал британский фильм «Багдадский вор» (1940 год). Джинн выступает в нём как исполинское существо человеческого облика, подчиняющееся воле мальчика, вызвавшего его из лампы.

Багдадский вор
Багдадский вор

В советском фильме «Волшебная лампа Аладдина» (1966) джинн предстает в своем каноническом облике: существо из огня.

Волшебная лампа Аладдина
Волшебная лампа Аладдина
Исполнитель желаний
Исполнитель желаний

Джинны не всегда являются добрыми духами, исполняющими желания именно так, как этого желают. Тому подтверждение фильм режиссёра Роберта Картцмана «Исполнитель желаний» 1997 года и фильм Джека Шолдера «Исполнитель желаний 2» 1999 года. Отталкиваясь от этой идеи, он создал злого джинна, который собирает души, чтобы освободить своих собратьев из другого мира и вместе с ними править землей. Джинн готов выполнить любое желание, но нужно быть предельно внимательным к мелочам, чтобы он не извратил его.