Старинные дома то и дело встречаются вокруг нас: в Москве их все чаще сносят, в регионах - ремонтируют, обшивая сайдингом и меняя резные наличники на стеклопакеты. Найти действительно необычный и не изуродованный дом практически невозможно, тем более купить его. Тем удивительнее история терема в Погорелово, доказавшая всем - чудеса случаются!
Деревня Погорелово сегодня представляет из себя один единственный особняк, окруженный остовами рухнувших, сгнивших и сгоревших срубов. Ни воды, ни света ни даже связи, а единственная дорога проходима разве что для подготовленных внедорожников и квадроциклов.
Говорят, что в 70-х здесь еще жили люди, впоследствии оставившие эти земли или просто умершие от старости. Глядя на сегодняшнее запустение сложно представить, что до революции здесь, в Чухломском районе Костромской области кипела жизнь.
Местные крестьяне промышляли отходничеством - поездками в Петербург на заработки. Одним из таких был Иван Дмитриевич Поляшов, сумевший с самых низов дорасти до получения субподряда на ремонт Зимнего Дворца.
Вместо того, чтобы остаться в столице, Поляшов вернулся домой, женился, скупил земли и начал строительство: мельница, часовня, церковный придел и, наконец, собственный дом. Уникальный терем был построен в 1903 году и уже тогда поражал богатым убранством и сложностью планировок.
Родовое гнездо Поляшова разгромила революция. Дом реквизировали в 1918 году, оставив Поляшову единственную комнату на первом этаже, а остальные помещения отдали сельсовету и крестьянам. Иван Дмитриевич умер в 1935, а его дети переехали в Сибирь.
В 1972 году дом опустел - вместе с упадком села, съехали крестьяне и закрылся сельсовет. Как и другие деревянные брошенные постройки он должен был придти в упадок и рухнуть, но спасло чудо. Московский художник Анатолий Жигалов с женой, сплавлявшиеся по реке Вига, случайно обнаружили заброшенный архитектурный шедевр.
Окажись здание в более людном месте, о выкупе его у государства в советское время не могло бы идти и речи, но дореволюционная изба в глуши не показалась местным чиновникам слишком уж лакомым куском. И, за немалые по тем временам деньги, терем все же продали Анатолию.
Сегодня он, вместе с помощниками, ухаживает за домом и поддерживает его в хорошем состоянии, успевая нянчиться с внуком и отгонять мародеров и охотников за стариной. Многочисленные гости явно утомляют владельца, но о небольшой экскурсии его все же можно попросить.