Сегодня во многих йога-центрах наряду с традиционными пранаямой и асанами преподают йога-данс, а точнее – необычный танец под названием «мандала». С вальсом, танго или рок-н-роллом он не имеет ничего общего. А танцуют его исключительно женщины.
Рассказывает наш эксперт – специалист по восточным практикам оздоровления, ведущая семинаров для женщин Танит Попова.
Родом из древности
Казалось бы, что общего между хатха-йогой с ее неспешными и требующими предельного сосредоточения упражнениями-асанами и динамичным танцем? Оказывается, общего много. Йоги рассматривают танец как часть духовной практики, которая помогает человеку раскрыть свой потенциал, позволяет войти в состояние осознанного присутствия в своем теле, соединиться со своими чувствами, настроить ритм дыхания. Танец испокон века использовался ими как ритуал соединения с богом. Причем соединения с богом не вовне, а приглашение его в себя. В танце человек как будто создает храм, и этот храм внутри него самого, этим храмом как бы является он сам, его тело.
Своими истоками танец мандала восходит к женским храмовым танцам, который танцевали жрицы святилищ Древних Индии, Персии, Греции и Египта. Он учит женщину управлять своим телом, мыслями и эмоциями, восстанавливает правильное течение энергетических потоков, производя гармонизирующее воздействие. Он помогает ей раскрыть свою женскую суть, понять предназначение.
Музыка и движения
Танец мандала завораживающе красив. Его танцуют босиком в пышных женственных юбках почти до пят. В нем нет заученных движений. Это не просто танец, а нечто вроде динамической медитации, мантры, вдохновенной молитвы, обращенной к небесам.
Стоит сначала выбрать подходящую музыку, проследить, на какие ритмы и инструменты отзывается наше тело. Для мандалы важно найти именно свою музыку и ритм, добиться точного совпадения с внутренней пульсацией энергии, тогда он будет производить исцеляющее действие. Идеальное музыкальное сопровождение – этническая музыка, а инструменты – глубокие тембральные звуки диджериду (духового инструмента австралийских аборигенов, сделанного из цельного ствола эвкалипта, сердцевину которого выели термиты), барабаны, пробуждающие энергию муладхары (самой первой чакры, лежащей в основе всей энергетической системы), флейта, звучащая в унисон анахате, «сердечной» чакре в ритме нашего сердцебиения и дыхания.
Как правило, все ритуальные танцы связаны с вращением, будь то русский хоровод, танец дервишей, суфийских монахов, индийские храмовые танцы. Мандала – не исключение. Танец построен по принципу «цветка жизни» в соответствии с сакральной геометрией, которая строится вокруг семи чакр – жизненных центров. Во время танца женщина сонастраивается с ритмом своего дыхания, с ритмом сердцебиения. Бедра, плечи, грудь, шея раскачиваются, рисуя в пространстве различные геометрические фигуры – круги, спирали, волны, «восьмерки» – знак бесконечности, из которых выстраивается удивительный рисунок – мандала – графический символ мироздания. Благодаря этому выстраивается баланс энергий.
Правильный настрой
Внутренний настрой здесь имеет решающее значение. Приступая к танцу, важно добиться состояния абсолютной внутренней тишины, при котором ум успокаивается и все мысли отброшены в сторону. Это достигается концентрацией внимания на четырех объектах – частях тела и определенных процессах, которые происходят в нашем организме.
Первый уровень внимания – дыхание. Надо прочувствовать его, слиться с его ритмом.
Второй уровень – положение стоп. Стопы – это канал, через который наше тело получает энергию Земли. Важно обратить внимание на их положение. Пальчики должны быть раскрыты, пятки соединены с землей.
Третий уровень – колени. Они должны быть слегка присогнуты (полностью выпрямленные ноги не дают энергии свободно подняться в крестец).
Четвертый уровень – копчик и область промежности. Это место, где спит наша мистическая энергия кундалини, которая как раз раскрывается через танец. Важно расслабить эту зону, при этом позвоночник должен быть расположен перпендикулярно земле.
Удерживая внимание в этих четырех точках, мы добиваемся абсолютного расслабления и тишины в уме, которое позволит войти в состояние глубокой медитации. Движения в танце ненасильственные, они отражают естественные потоки течения энергии.
Во время танца нисходит удивительное состояние божественного присутствия, легкости, соединения со своим дыханием. Причем расслабление происходит не только на физическом уровне, но и на эмоциональном, психологическом, на тончайших энергетических планах.
Эффект перезагрузки
Этот танец позволяет пробудить в женщине женское начало, вселяет в ее душу умиротворение, развивает мягкость, интуицию – именно те качества, которые так необходимы женщине. Он помогает ей познать свою суть и божественную природу, понять свое предназначение.
Действие, производимое танцем, похоже на перезагрузку. Он несет в себе мощный заряд оздоровления для всех органов и систем. Через мягкое физическое и энергетическое воздействие на гормональные центры (яичники, щитовидную железу) постепенно приходит в баланс гормональная система женщины, что помогает наладить менструальный цикл. Танец, если заниматься им регулярно, развивает гибкость и пластику, делает тело женщины более воздушным, а движения – легкими и грациозными, улучшает осанку и состояние суставов.
Постигать премудрости этого танца лучше всего под руководством опытного инструктора или, если такового нет рядом, с помощью видеоурока на кассете или на диске.