Недавно Бернарду Верберу стукнуло пятьдесят восемь. А он уже в семилетнем возрасте пишет рассказ «Приключения блохи». История преподнесена весьма нетривиально. Мальчик отправляет блоху в экзотическое путешествие по дебрям человеческого тела и рассказывает об этом от лица самой блохи. Смелый поступок для ребенка. Вот когда («когда» – ключевое слово у Вербера) он уже начал создавать своих «Муравьев».
А теперь история Бернарда от имени… Бернарда.
***
«Когда я был маленьким, отец всегда рассказывал мне на ночь какую-нибудь историю. А потом я видел ее во сне».
***
«Каждый раз, когда мир казался слишком сложным, я придумывал сказку, в которой было немного от моих неприятностей. Это приносило немедленное облегчение».
***
«Когда я писал первый роман, то, чтобы не разучиться быстро придумывать сказки, тратил один час вечером на сочинение историй. Так я отдыхал от утренних трудов, посвященных созданию «серьезных романов».
***
Сюжет для новеллы(«Древо возможного» - прим. автора) рождался из наблюдений во время прогулки, из разговоров с другом, из снов, из горестей, от которых я хотел избавиться, переместив в рассказ. «Древо возможного» – изобретение, о котором я мечтаю с тех пор, как проиграл в шахматы компьютеру. Если куча железок способна предвидеть любые возможные варианты развития партии, почему бы не заложить в нее всю совокупность человеческих знаний, все гипотезы будущего, чтобы она выдала возможные варианты развития нашего общества на короткий, средний и продолжительный отрезок времени.
***
На «Тайну цифр» меня вдохновил разговор с моим маленьким племянником, который поведал, что в его классе существовала иерархия, делившая учеников на тех, кто умел считать до десяти, и на тех, кто умел считать и дальше.
***
Идея «Черноты» пришла мне в голову, когда я увидел, как слишком заботливый прохожий пытался перевести через дорогу старика, которому это совершенно не было нужно.
***
«Последний бунт» написан после посещения дома престарелых.
***
«Молчаливый друг» – после беседы с профессором Жераром Амзаллагом, биологом, изучающим различные формы жизни. Научное открытие, описанное в новелле, малоизвестно, но совершенно реально.
Ну и пару мыслей вслух...
Каждое (ну или почти каждое) впечатление Вербер превращает в произведение.
Это какой-то маниакальный особый способ проживания жизни, ну и заодно, раскрытия своего таланта – обнажаясь на глазах читателя, и не стыдясь ошибок.
В «Империи ангелов» он напишет: «Совершим все возможные ошибки, потому что иначе мы не узнаем, почему их не надо было делать».
В «Тайне богов» он уточнит , что все это для него значит: «Фальшивая нота, сыгранная неумело, — это просто фальшивая нота. Фальшивая нота, сыгранная уверенно, — это импровизация».
Перед нами Бернард Вербер, который не нашел другого способа, кроме литературной импровизации, как придумать мир, который будет лучше, чем тот, который есть. Может поэтому в одном из интервью среди прочитанных книг на первое место он поставил "Цветы для Элджернона".
Ну а я не найду способа дочитать хотя-бы одну его книгу.
Какую блоху он отправляет по дебрям нашего мозга?
Кому удалось дочитать? Поделитесь секретом!
Сегодня, 5.10.2019 г. решил добавить отзывы на эту статью тех, кто причитал Вербера - очень ценные. Спасибо всем, кто откликнулся!