В конце шестидесятых годов прошлого века командование Советской Армии поставило перед конструкторами задачу построить специальную инженерную машину для скоростного отрывания траншей и окопов.
Эта машина должна была обеспечивать быстрое обустройство рубежей обороны, и строительство инженерных сооружений.
В начале 1970-х такая машина была построена и принята на вооружение под индексом БТМ-3.
В качестве платформы был использован хорошо зарекомендовавший себя в армии и народном хозяйстве тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т.
АТ-Т серийно производился с 1950-го года, его шасси было основано на ходовой части танка Т-54, части кабины взяли от грузовика ЗИС-150/ЗИЛ-164 (расширив её).
Тягач использовался для буксировки артиллерии, освоения труднодоступных регионов страны и даже ездил по ледникам Антарктиды.
Не удивительно, что эта платформа использовалась в различных инженерных и специальных машинах, например, в путепрокладчике БАТ-М или машине носителе РЛС 1С12 комплекса ЗРК "Круг".
АТ-Т послужил основой и этой Быстроходной Траншейной Машине БТМ-3.
Мощность двигателя машины - 305 л.с., масса 27,5 т., транспортная скорость до 36 км/час.
В задней части машины разместили большой роторный рабочий орган.
Он состоит из специальной прочной рамы по которой перемещается из походного в рабочее положение стальное колесо с ковшами.
Колесо непосредственно копает землю.
По бокам от колеса находятся звёздчатые валы.
Эти валы отбрасывают добытую колесом землю в бок от отрытой траншеи, тем самым формируя брустверы около 50 см высотой.
Глубина отрытой траншеи регулируется положением ротора.
БТМ-3 может делать траншеи основного профиля (глубина 1,1 м, ширина по верху 0,9 м) и полного профиля (1,5 м и 1,1 м, соответственно).
В обоих случаях по дну ширина 0,6 м.
Скорость отрывания зависит от категории (прочности) грунта и составляет от 270 до 810 метров в час. В скалах не копает.
Так же на скорость влияют поперечный и продольный уклоны и форма траншеи (прямая, зигзагообразная, извилистая).
Для введения противника в заблуждение со скоростью 1200-1400 метров в час может отрываться совсем мелкая траншея (40-50 см), которая на аэрофотосъёмке выглядит полноценной.
Либо, когда времени совсем мало, такая мелкая траншея помогает наметить оборонительный рубеж, на котором личный состав доотрывает траншею до полного профиля уже вручную.
Герметичная кабина БТМ-3 снабжена фильтровентиляционной установкой, которая позволяет экипажу работать даже на местности, заражённой отравляющими или радиоактивными веществами.
БТМ-3 состояла на вооружении инженерно-сапёрных батальонов мотострелковых и танковых дивизий (штат - по три машины на батальон).
На просторах Сети я встретил такое воспоминание про БТМ-3:
Машина прочная, надежная, безотказная. Кабина просторная, теплая (двигатель под полом кабины). Один недостаток, характерный впрочем для всех машин - траншею отрывает не всегда там, где нужно пехоте, а там, где машина может пройти.