Найти в Дзене
ru-memorials

Быстроходная траншейная машина

В конце шестидесятых годов прошлого века командование Советской Армии поставило перед конструкторами задачу построить специальную инженерную машину для скоростного отрывания траншей и окопов.

Эта машина должна была обеспечивать быстрое обустройство рубежей обороны, и строительство инженерных сооружений.

В начале 1970-х такая машина была построена и принята на вооружение под индексом БТМ-3.

В качестве платформы был использован хорошо зарекомендовавший себя в армии и народном хозяйстве тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т.

-2

АТ-Т серийно производился с 1950-го года, его шасси было основано на ходовой части танка Т-54, части кабины взяли от грузовика ЗИС-150/ЗИЛ-164 (расширив её).
Тягач использовался для буксировки артиллерии, освоения труднодоступных регионов страны и даже ездил по ледникам Антарктиды.

-3

Не удивительно, что эта платформа использовалась в различных инженерных и специальных машинах, например, в путепрокладчике БАТ-М или машине носителе РЛС 1С12 комплекса ЗРК "Круг".

РЛС дальномер КО П-40. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/1%D0%A112 CC BY-SA 3.0.
РЛС дальномер КО П-40. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/1%D0%A112 CC BY-SA 3.0.

АТ-Т послужил основой и этой Быстроходной Траншейной Машине БТМ-3.
Мощность двигателя машины - 305 л.с., масса 27,5 т., транспортная скорость до 36 км/час.

-5

В задней части машины разместили большой роторный рабочий орган.
Он состоит из специальной прочной рамы по которой перемещается из походного в рабочее положение стальное колесо с ковшами.
Колесо непосредственно копает землю.
По бокам от колеса находятся звёздчатые валы.
Эти валы отбрасывают добытую колесом землю в бок от отрытой траншеи, тем самым формируя брустверы около 50 см высотой.

-6

Глубина отрытой траншеи регулируется положением ротора.

БТМ-3 может делать траншеи основного профиля (глубина 1,1 м, ширина по верху 0,9 м) и полного профиля (1,5 м и 1,1 м, соответственно).
В обоих случаях по дну ширина 0,6 м.

Скорость отрывания зависит от категории (прочности) грунта и составляет от 270 до 810 метров в час. В скалах не копает.

Так же на скорость влияют поперечный и продольный уклоны и форма траншеи (прямая, зигзагообразная, извилистая).

Для введения противника в заблуждение со скоростью 1200-1400 метров в час может отрываться совсем мелкая траншея (40-50 см), которая на аэрофотосъёмке выглядит полноценной.
Либо, когда времени совсем мало, такая мелкая траншея помогает наметить оборонительный рубеж, на котором личный состав доотрывает траншею до полного профиля уже вручную.

-7

Герметичная кабина БТМ-3 снабжена фильтровентиляционной установкой, которая позволяет экипажу работать даже на местности, заражённой отравляющими или радиоактивными веществами.

БТМ-3 состояла на вооружении инженерно-сапёрных батальонов мотострелковых и танковых дивизий (штат - по три машины на батальон).

-8

На просторах Сети я встретил такое воспоминание про БТМ-3:

Машина прочная, надежная, безотказная. Кабина просторная, теплая (двигатель под полом кабины). Один недостаток, характерный впрочем для всех машин - траншею отрывает не всегда там, где нужно пехоте, а там, где машина может пройти.