Найти тему

Баруси - Чёрный бог Таймыра. Легенда об Озере смерти

Камлание таймырского шамана
Камлание таймырского шамана

Полуостров Таймыр – место завораживающе красивое но, мягко скажем, негостеприимное. Вечный холод, темнота, огромные необжитые пространства. Боги, которым поклонялись люди на этой земле, были под стать природе - жестокие, алчные и безжалостные. Чёрные боги. Сегодня я расскажу вам историю без хэппи-энда - легенду о таймырском божке, который поломал жизнь большой семье, требуя человеческих жертвоприношений.

Таймыр летом и в полярную ночь; местный шаман
Таймыр летом и в полярную ночь; местный шаман

Жил когда-то на Таймыре мужик по имени Боро из народа нганасан, ныне практически исчезнувшего. Он был немолод, многоопытен – но, по тогдашним понятиям, несчастлив в семейной жизни, ведь родилась у него одна только дочка, и больше никого. Очень он берег девушку, и когда парень по имени Хунси, сын соседа-охотника, стал свататься к ней, ни в какую не соглашался. Но любовь любовью, а трудиться надо вместе, иначе здесь не выживешь. Так что Боро и Хунси вдвоем ходили за оленями и неплохо ладили друг с другом.

Традиционный быт нганасаноз
Традиционный быт нганасаноз

И вот однажды, во время очередного такого похода, Хунси ушел вперед, а Боро приотстал: наткнулся на нескольких диких оленей. Подкрался к ним, собрался стрелять… Но вдруг в голове у него помутилось, и вместо животных он увидел гигантскую рыбу – налима, который бился на снегу. Тут надо сказать, что налим издревле возбуждал воображение северных народов и считался созданием мистическим и крайне недружелюбным к людям. В общем, перепугался охотник изрядно – но это было лишь начало: налим вдруг превратился в девушку, которая сидела и невозмутимо расчесывала волосы. Но стоило Боро тряхнуть головой, как видение исчезло, и перед ним вновь паслись олени.

Опечаленный мужчина отправился домой. Ему было из-за чего горевать, ведь он точно знал, что теперь ему недолго осталось. Девушка-налим – это баруси, черное божество-людоед, хозяйка зловещего Озера смерти, не раз и не два забиравшая членов его семьи. В общем, вернувшись в чум, Боро заявил: готовьтесь, поедем на озеро, меня зовет баруси. «Я умру. До времени своей смерти я дожил. Ты мою дочь просил? Возьми ее. Олени пусть вместе будут. Мою старуху ты храни», - сказал он ошарашенному Хунси. Все принимаются отговаривать Боро, но тот непреклонен, ибо знает: баруси требует человеческих жертв, и если ее ослушаться, будет хуже. В общем, обе семьи отправляются в путь; прибыв на место, они обнаруживают, что озеро – действительно аномальное: среди зимы оно свободно ото льда, земля вокруг теплая, и на ней нет снега, а в середине водоема бурлит зловещий водоворот. Боро прямо на запряженных оленями санях прыгает с обрыва – но озеро та не принимает жертву, и бедолага буквально зависает над водой. «Озеро! Съешь меня! Раскрой свое горло», - вопит он, но лишь через некоторое время Боро вместе с животными затягивает на дно.

Озеро на Таймыре
Озеро на Таймыре

Оставшиеся на берегу пригорюнились – но тут на поверхности озера появилась та самая баруси, женщина-налим. Она уселась прямо на воде и, все так же причесываясь, заявила Хунси и его новоиспеченной жене, дочке покойного Боро: у вас будет семеро детей, из них вы отдадите мне сына-первенца, а потом еще одного ребенка. Девушка взмолилась: возьми лучше собаку, или оленя, как я могу отдать тебе детей? На это кровожадное божество, продолжая расчесывать волосы, меланхолично заметило: «Если одного пожалеешь, потом трех надо будет». Барышня, еще не понимавшая, с кем – вернее, с чем – столкнулась, раздраженно сказала: «Не стану давать детей!». На что получила ответ: «У меня руки долгие - везде достану».

Нганасанская демоница
Нганасанская демоница

Дьяволица исчезла, а осиротевшие семьи поехали домой. Супруги стали вести обычную жизнь обитателей тундры; родители их через какое-то время умерли, зато родилось много детей – семеро, как и предсказывала баруси, шесть сыновей и одна дочка. Хунси с женой уже и забыли про жуткого плотоядного духа, но тут беда приключилась со средним сыном: на него нашла шаманская болезнь. У него стали проявляться паранормальные способности, которые без длительного и сложного ритуала посвящения в шаманы грозит крупными неприятностями как самому обладателю дара, так и окружающим. И вот однажды ночью в трансе парень принялся повторять: «Время моей смерти приходит. Увезите меня к озеру. Не увезете меня к озеру, я совсем пропаду». Понял Хунси, что это черная богиня требует свою жертву. Пришлось всем вновь отправиться к Озеру мертвых; родители планировали договориться с его хозяйкой и откупиться животными. Чтобы умилостивить демоницу, в озере утопили несколько собак и оленей – для скудного хозяйства нганасан это была немалая жертва. Но этого оказалось недостаточно: в центре проклятого водоема вновь возник водоворот, откуда вылез гиганский налим. «Сперва вам сказано было, что сына вашего надо. Почему жалеете, не даете?», - прошамкала мерзость. Мать попросила: «Отпусти сына! Собак, оленей возьми. Парня-то жалко!». Рыбина, услышав это, исчезла, но мгновение спустя вернулась в облике женщины и заявила: раз вы такие упрямые, отдавайте-ка старшего сына и дочку. Тяжело было Хунси принимать решение, но он знал: если ошибиться, потусторонняя пакость не отстанет и погубит весь его род. Так что мужчина велел своему первенцу выйти на высокий берег озера – не переставая громко просить баруси сжалиться. Но напрасно: земля под ногами его обреченного сына обрушилась, и он скрылся под водой… Тут мать не выдержала, схватила нож для разделки оленей и стала тыкать им в сторону озера, выкрикивая: будь ты хоть бог, хоть человек, иди сюда, я с тобой этим ножом расправлюсь! Баруси лишь усмехнулась и сказала: «Хоть уйдете вы в свой чум, достану, что мне надо». Увы, это оказалось правдой; через некоторое время таинственным образом утонула дочка Хунси, которую тоже требовала себя богиня. Девочка всего на пару минут вышла из чума набрать воды – и на глазах матери упала в прорубь. Напрасно обезумевшая от горя женщина шарила в проруби: малышка бесследно исчезла. Средний сын, чья шаманская сила все росла, предупредил: «Впереди нам еще худо будет». И был прав: баруси не только взяла то, что хотела, но и принялась мстить непокорной семье. Сначала еще двое отпрысков Хунси умерли неизвестно от чего. Потом внезапно с окрестных земель разом пропали животные и птицы– охотиться стало не на кого, а запасы еды стремительно таяли. Молодой шаман старался изо всех сил, но и ему не удавалось исправить ситуацию: баруси была куда сильнее него. Тем временем от голода умерли еще двое его братьев. Одуревший от голода и непрерывных камланий, парень сказал в сердцах: придется принести в жертву отца и мать. Почти сразу после этих слов возле чума невесть откуда появились два оленя. Семья впервые за долгое время вдоволь поела – а на следующий день Хунси и его жены не стало. Шаман остался один…

К счастью для него, на этом баруси удовлетворилась и оставила его в покое. Правда, бедолага долго скитался по тундре, пока не прибился к семейству ненцев, родственного нганасанам народа. Только тогда жизнь его стала налаживаться: парень стал настоящим, признанным всеми шаманом, нашел себе жену среди новых соплеменников, разбогател и больше никогда не сталкивался с адской сущностью из Озера мертвых.