Проведение ABC XYZ-анализа стратегически важно для бизнеса. Такой подход позволяет получить информацию о продажах и ответить на вопросы:
- какие товары стоит запасать на склад;
- каким образом скорректировать ассортимент;
- кому из клиентов уделить больше внимания;
- кто из партнеров приносит прибыль, а кто убытки.
ABC-анализ
ABC подход позволяет классифицировать ресурсы компании по степени их важности. В его основе лежит принцип Парето: 20% усилий обеспечивают 80% результата.
В итоге, получается следующая градация категорий по степени влияния на общий результат:
- A — наиболее ценные. Это 20% от всей номенклатуры, которые приносят 80% прибыли.
- B — промежуточные. 30% позиций, на долю которых приходится 15% доходности.
- C — наименее ценные. Оставшиеся 50%, приносящие всего 5% от всех доходов.
На практике цифры могут отличаться.
Важно: новые продукты следует исключить из списка, так как они еще не успели себя зарекомендовать и могут стать кандидатами на вылет, хотя в них есть потенциал.
XYZ-анализ
XYZ подход применяется для определения характера спроса. С помощью него можно определить насколько будут стабильными продажи или услуги, дать анализ поведения клиентов в разное время.
Группировка происходит следующим образом:
- X — стабильный спрос, высокая точность прогноза. Значение коэффициента вариации в пределах от 0 до 10%.
- Y — нерегулярные заказы, есть сложности с прогнозированием. Могут зависеть от сезонности. Значение коэффициента вариации от 10% до 25%.
- Z — нерегулярное потребление, единичные заказы, точность прогнозирования низкая. Коэффициент вариации – от 25%.
Важно: следует учитывать сезонность, акции, тренды и другие краткосрочные тенденции.
ABC XYZ-анализ
ABC XYZ-анализ продаж — это отдельные независимые методики. Но наибольшую эффективность показывает их совместное использование и наложение результатов друг на друга. Таким образом, создается эффект синергии, и получается более полная картина, чем при их раздельном применении.
ABC-анализ помогает определить товары, которые приносят максимальную прибыль, а XYZ-анализ дает информацию об их стабильности.
Почему не стоит использовать Excel для ABC XYZ-анализа
Часто произвести расчеты ABC XYZ анализа предлагают в Excel. Действительно, функционал электронных таблиц позволяет производить вычисления. Но, когда речь идет о реальном бизнесе с огромной номенклатурой, множеством точек продаж, развитой партнерской сетью, — использование Excel только затрудняет бизнес-процессы.
Проблемы начинаются сразу же:
- Представьте, что вам нужно сделать ABC XYZ-анализ для хотя бы 50000 товарных позиций. Уверены, что хотите сделать это вручную?
- При большом количестве данных, даже на открытие файла потребуется затратить время. Что уж говорить про вычисления.
- Excel позволяет использовать только 1 048 576 строк. Если данных больше, то уже не важно, насколько быстро он будет работать.
- Проблема с открытием больших файлов — довольно распространенное явление в работе Excel. Связана она с использованием вычислительных функций, условным форматированием, созданием больших массивов данных и сводных таблиц и др.
- Повторное использование и формирование отчетов затруднено из-за «тормозов» и больших массивов данных. После каждого действия приходится ждать.
Перечисленных выше пунктов достаточно, чтобы сделать вывод: для реальных вычислений нужен более продвинутый инструмент.
ABC XYZ-анализ в Loginom
Рассмотрим реальную бизнес задачу на примере организации, поставляющей товары для медицинских учреждений.
Цель анализа: сегментация товаров для управления складскими запасами.
Для достижения поставленной цели проводим ABC XYZ-анализ с помощью Loginom.
На первом этапе выгружаем данные по всем товарам за всё время работы. Это более 1 миллиона записей.
Процесс загрузки занял 1 секунду.
Для каждого типа анализа построим свой сценарий работы.
Результаты вычислений сводим в одну таблицу.
Таблица: интерпретация совмещенных результатов
Визуализация результатов ABC XYZ-анализа
Loginom позволяет удобно визуализировать данные.
Построим OLAP-куб для наглядного представления результатов. Получилась следующая таблица:
Как видно из нашего примера, товаров типа AX в компании всего 2. Товаров типа AY, которые также приносят высокий стабильный доход, нет совсем. Основная масса — это небольшие нерегулярные продажи.
Неудачно подобранные границы могут привести к тому, что почти все товары попадут в один сегмент. Это лишает смысла применение ABC XYZ-анализа, т.к. целью является выстраивание работы с каждой группой по-разному. В случае, когда в итоговой таблице оказываются пустые ячейки или данные распределяются слишком неравномерно, следует пересмотреть границы ABC и XYZ.
Эмпирическим путем изменим границы ABC-анализа следующим образом:
- A — нижняя граница 90%.
- B — нижняя граница 95%.
- C — все оставшиеся.
Пустых ячеек больше нет, результат выглядит следующим образом:
Для проведения ABC-анализа не обязательно руководствоваться принципом Парето. Границы можно менять до тех пор, пока данные в итоговой таблице не будут оптимальными для дальнейшей работы.
Отчеты ABC XYZ-анализа являются источником важной информации. В разрезе большого промежутка времени намного эффективнее сконцентрироваться на тех товарах, которые приносят максимальную прибыль.
Кроме того, необходимо наблюдать за поведением отчета в динамике. В разные периоды товары могут изменять категории с одной на другую. То, что сейчас товар находится в категории AX, не значит, что в следующем квартале он будет там же. ABC XYZ-анализ выявит, какой товар приносил прибыль и когда перестал. Это позволит эффективно управлять складскими запасами и быстро принять меры по восстановлению спроса.
Loginom — решение для бизнеса
Loginom – это надежный, быстрый инструмент для работы с большими массивами данных:
- Позволяет быстро, без «тормозов» загружать любые объемы.
- Выполняет сложные вычисления «на лету».
- Сценарный принцип работы без привязки к конкретным данным позволяет создавать подмодели и использовать в других сценариях.
- Визуализация отчетов позволяет наблюдать за изменениями и перетоками данных в динамике в различных разрезах.
Источник https://loginom.ru/blog/abc-xyz