.
Должен ли верующий в Христа философ, быть воцерковленным, или молящимся человеком? К примеру, Алексей Лосев , как известно был очень верующим , по воспоминаниям друзей, часто молящимся человеком, даже считающим себя монахом в миру. Однако, не представишь не менее верующего и не менее религиозно одаренного Николая Бердяева - ни слишком воцерковленным, ни часто молящимся человеком. Мне кажется, самому этому вопросу с модальности "должен ли", лучше сместиться в в модальность, "может ли"., как модальность более нейтральную. Я бы сказал, что религиозно философская метафизическая традиция предшествует религии, делая религию возможной, а не наоборот. И в силу именно этих причин, мне кажется, что как и любой верующий художник, или поэт, верующий философ может быть как воцерковленным, так и светским. Более того, и иные атеисты по своему религиозно глубоки, если вспомнить отельные страницы Лукача, Ницше, или даже Карла Маркса.
Так же и поэты. Верующий поэт Гумилев был очень набожным , и довольно воцерковленным человеком, что труднее отнести, например, к Марине Цветаевой. Говоря же конкретно о себе, самый сложный вопрос для меня состоял в том, в чем (после откровения пророков) была необходимость прихода Христа в мир. Лишь после двадцати лет размышлений, мне открылся ответ на этот вопрос. И в силу полученного ответа, я уже не могу перестать быть христианином, независимо от того, нуждаюсь ли я лично в церкви, или не нуждаюсь в ней. Хотя, конечно, как верующий человек, я захожу храмы, и многие религиозные службы , и праздники, люблю.
Однако, воцерковленным , я никогда себя не ощущал.