Найти тему
киНоНостальгия

Бюстики, вертушки и усы Михалкова. "Полумер не признаю".

Никита Михалков в программе "Бесогон ТВ"
Никита Михалков в программе "Бесогон ТВ"

"Вы что, ушлепки?" - думаете, это фрагмент видео с привокзальными гопниками? Нет. Так обращается к своим виртуальным оппонентам представитель дворянского рода, потомок великих художников, "тонкий экранизатор" русской классики, режиссер с мировым именем Никита Михалков. Сразу скажу - не пишу о политике, поэтому обсуждать взгляды мэтра, либералов и консерваторов, патриотов и западников не буду.

Никита Михалков в программе "Бесогон ТВ"
Никита Михалков в программе "Бесогон ТВ"

Меня интересует другое. Как любимец интеллигенции 70-80-х, самый "несоветский" из советских режиссеров, автор "Рабы любви" и "Пяти вечеров" превратился в грубо прямолинейного вещателя "истин в последней инстанции" с вокабуляром и интонациями шпаны? "Вы что А.У.Е.ли?", "борзота", "ушлепки", "ку-ку" - местами такое ощущение, что к нам обращается не лауреат венецианского "Золотого льва" и "Оскара", а его персонаж из "Вокзала для двоих", хамоватый проводник Андрей.

Никита Михалков в программе "Бесогон ТВ"
Никита Михалков в программе "Бесогон ТВ"

Нас еще с советских времен учили, что художник находится в поиске, терзается сомнениями, склонен к рефлексии. Никита Михалков, окруженный бюстами императоров, иконами в дорогих окладах, шеренгой вертушек - вещает, как ему кажется, непоколебимые истины. Несогласные с ним - те самые ушлепки и борзота. Повторюсь - мне сейчас безразличны взгляды Никиты Сергеевича и его оппонентов. Меня поражает железобетонная интонация ментора и открытое неуважение к иному мнению.

Кадр из фильма "Утомленные солнцем 2: Предстояние" (2010)
Кадр из фильма "Утомленные солнцем 2: Предстояние" (2010)

Художник вроде бы должен быть самокритичным, копаться в себе, думать что сделал не так. Три амбициозных проекта Михалкова-режиссера с треском провалились в прокате. Продолжения "Утомленных солнцем" и "Солнечный удар" оказались не просто неприбыльными, а катастрофически убыточными. И что, режиссер испытывает творческие муки? Не моргнув глазом, Михалков утверждает, что это публика не доросла до глубины его замыслов! Рано выпустили "Предстояние" и "Цитадель" - испорченные Голливудом зрители предпочли "Рядового Райана" и "Список Шиндлера".

Никита Михалков в фильме "Свой среди чужих, чужой среди своих" (1974)
Никита Михалков в фильме "Свой среди чужих, чужой среди своих" (1974)

Мое субъективное мнение - причина всего в прогрессирующей склонности Михалкова к избыточности. Вспомните уникальный актерский ансамбль "Своего среди чужих". Сильные, тонкие актеры еще сдерживали режиссера-дебютанта. 30 лет спустя блестящие исполнители в фильме "12", каждый по своему, "выдают Михалкова". Монолог - на разрыв аорты. Диалог - весь на надрыве. "Предстояние", "Цитадель", "Солнечный удар" - сплошь мелодрама, все истерят, орут, суетятся. Все, как говорят американцы, larger than life, преувеличенно, не как в настоящей жизни.

Кадр из фильма "Утомленные солнцем 2: Цитадель"  (2011)
Кадр из фильма "Утомленные солнцем 2: Цитадель" (2011)

Поздний Михалков "полумер не признает", как говорил персонаж советской комедии. Нюансов нет - только густо замешанные эмоции под надрывную музыку. Вот и в своем публичном образе Никита Сергеевич, кажется, решил не признавать полутонов, не задаваться вопросами, не рефлексировать - а давать монолитные ответы, не предполагающие дискуссий. Поэтому и оппоненты - "ушлепки", чего с ними разговаривать, с бОрзыми?

Кадр из фильма "Пять вечеров" (1978)
Кадр из фильма "Пять вечеров" (1978)
Пути Господни неисповедимы. Лично мне жаль, что интересный и по-своему тонкий, чуткий режиссер и актер за 40 лет карьеры превратился в не знающий сомнений, покрытый броней успешности и уверенности в себе символ нашего времени.