Кинофильм «Безымянная звезда» (1978) - один из тех многочисленных ретро-опытов 1970-х, которые навевали ностальгию по старым временам, когда шляпки были большими или, по крайней мере, красивыми. Ну или хотя бы когда они ...просто были. Шляпки. А ещё — боа, летние перчаточки и вуальки.
В 1970-х во всём мире наблюдалась эта ретро-волна и поэтому нет ничего удивительно в том, что Михаил Козаков взялся за экранизацию пьесы Михая Себастиана о некоем румынском захолустье времён шляпок-с-вуальками. В центре повествования — попытка любви между шикарной дамочкой Моной и провинциальным интеллигентом Марином Мирою.
И эта невозможность чувств на фоне той колоссальной разницы, что была меж ними изначально... Однако сюжет в рамках 1970-х получается много интереснее. Глубже. Там есть ещё одна фигурантка — учительница французского и - видная персона местной гимназии — мадемуазель Куку. Она этакая дама-босс, эффектная и притом — скучно одетая.
Сухарь, злыдня, где-то ханжа. Мымра! Вот точка сборки. По факту, мы наблюдаем привычную параллель со «Служебным романом» - она старая дева-стерва - с громадным потенциалом любовницы; он — затюканный и погружённый в свои мысли лох-неудачник, которым помыкает дама-начальница.
Больше того — мадемуазель Куку пытается задеть и вывести на разговор учителя Мирою, но ничего не выходит — он боится, жалеет и — тайком высмеивает Куку. В общем, полноценный набор нелюбви. Более того, он был бы удивлён и даже обескуражен, поняв, что учительница-монстр откровенно волочится за ним. Грубо и неумело, а потому — явно.
А он — не замечает. Ему бы побыстрее выставить Куку из своей халабуды и заняться важным для него делом - астрономией. Первый и, наверное, последний раз он до одури и потери разума влюбляется в нездешне-случайную диву Мону — тонкую, роскошную и капризную.
Равную тем звёздам, что видны исключительно в телескоп. Мона ошеломила и затмила всё, что Мирою наблюдал до этого. Наблюдал ли? Нет, раньше он вообще ходил мимо женщин, как мимо телеграфных столбов. А Мона появилась в его жизни вопреки его желаниям и заставила любоваться собой. Но это — не её мир.
Она не создана для бедности. Но главное другое - она искренне вопила, что ей интересно с ним. Дамочка не примитивна - просто неразвита. Но, кроме всего прочего, Мирою тоже не стал бы возиться с Моной более одного дня — он слишком погружён в свою науку. Книга - лучше.
Он до конца остался лохом, и по сути забыл о ней через десять минут после того, как звезда уехала со своим богатым любовником. Для него Мона - дивная звездочка, отклонившаяся от курса. А по логике 1970-х мадемуазель Куку должна была, увидев Мону, пойти в местный магазин мод (хозяин этого магазина мелькает в фильме довольно часто)
...и перестать быть Мымрой, удивить всех, особенно учениц. И - влюбить в себя учителя астрономии. А тот - наконец-то понял бы, что есть нечто, кроме звёзд и дал бы по морде кому-нибудь (что ли). Только этого не происходит. Сюжет - многоточие.
Zina Korzina (c)