Первая трёхсводчатая станция глубокого заложения в Московском метро. Как строили платформу "Красные ворота"? Почему сначала приходилось копать лопатами? И зачем американский инженер пытался всячески мешать работам? Об этом и не только расскажу сегодня.
Строили лопатами
Работу над станцией начали весной 1932 года. Платформа должна была стать первой трёхсводчатой станцией глубокого заложения в московском метро. Строителям удалось опуститься на глубину почти 33 метра. На пути в этому перед рабочими стоял 14-метровый плывун (смесь воды и песка).
В те времена техническое оснащение метростроевцев было слабым. Поэтому проходку решили проводить ручным способом и при помощи деревянных креплений. Работы затянулись надолго, потому что в день строители проходили всего пару сантиметров плывуна. Но им удалось справиться.
К тому же, уже в 1933 году технические возможности стали намного лучше. Они позволили закончить проходку кессонным способом (грунт осушается за счёт сжатого воздуха и повышения давления) всего за 4 месяца. Учитывая, что начали от Комсомольской строители работать лишь лопатами, технический прогресс налицо.
Почему строить станцию было опасно?
После того, как задел под станцию был готов, начались ожесточенные споры. Некоторые работники метростроя, а также американский инженер Морган настаивали - трёхсводчатую станцию здесь строить нельзя.
Причина в огромном давлении на такой глубине. Оно исчисляется миллионами тонн. Поэтому конструкция, по мнению инженера, просто не выдержала бы. В мире на тот момент ещё нигде не было таких станций. На это и делал упор Морган. Он настаивал, что раз никто ещё такую станцию не смог построить, то и у советских рабочих не получится.
Однако у инженера будущей станции И.Д. Гоцеридзе была противоположная точка зрения. Её он подкреплял математическими расчётами: платформа должна справиться с давлением. Но во время голосования в ЦК Гоцеридзе оказался единственным, кто проголосовал за трёхсводчатый проект.
Американские пакости
На следующее утро инженеру позвонил лично Каганович и пригласил к себе для беседы, во время которой дал разрешение на строительство трёхсводчатой станции. Однако потребовал следить за каждым шагом строителей очень внимательно.
Инженер Морган также пристально смотрел за тем, как работали строители. Он приезжал на участок каждый день и отмечал у себя любой скол или трещину, а потом докладывал об этом в Московский комитет партии. Короче, Морган просто искал любой повод, чтобы станция не стала трёхсводчатой.
Позже американский инженер признался, что, возможно, был неправ. Но не мог поступить иначе, потому что в мировой практике подобных случаев до СССР не было. Просто Морган не учёл, что русский человек может сделать всё что угодно, если потребуется. Такая национальная черта. И ведь правда, метростроевцы успешно справились!
Эффектная архитектура
За трёхсводчатую станцию не зря так сильно боролись. Она имела ряд преимуществ. Во-первых, просторный станционный зал вмещал большое количество пассажиров. А это исключало давку. Во-вторых, эстетически такая конструкция смотрится красивее и эффектнее.
Станцию спроектировал архитектор И.А. Фомин. Центральный зал и платформы разделены пилонами. Такая конструкция потом станет основой для всех других трехсводчатых станций глубокого заложения московского метро.
Пилоны облицованы тёмно-красным мрамором "шроша" (это регион в Грузии, где его добывали). Архитектура станции отсылает нас к Красным воротам, которые раньше располагались на одноимённой площади. Потолок центрального зала украшали ромбовидные и треугольные кессоны. Путевые стены облицованы керамической плиткой.
Интересно, что изначально пол также был покрыт керамической плиткой двух цветов. Её уложили в виде больших квадратов. Освещалась станция люстрами-шарами. К счастью, они сохранились до наших дней.
В 1954 году открылся второй вестибюль станции в знаменитой сталинской высотке. А через 8 лет платформу переименовали в Лермонтовскую. Чтобы привести наименование с площадью к единообразию. Ведь она называлась в честь знаменитого писателя с 1941 года. Историческое наименование станции вернули в 1986 году.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!