5 марта 1953 г. умер Сталин. Всего через 3 недели, 25 марта, Совет министров СССР издал секретное постановление о прекращении двадцати грандиозных строек, большинство из которых было начато по прямому указанию вождя. В списке этих объектов оказался и тоннель на Сахалин, который к 1955-1957 году должен был соединить остров с материком постоянным железнодорожным сообщением.
О роли личности в истории
Этот грандиозный и дорогостоящий проект вынашивали ещё в конце XIX века, но сложность и масштаб работ пугал тогдашних властей. Однако у Сталина крупные проекты в долгий ящик не откладывались.
После Великой Отечественной Южный Сахалин, отнятый Японией у России в войне 1904–1905 гг., был возвращён. За несколько лет японское население было выдворено, и началось освоение природных богатств острова – нефти, древесины и угля, рыбы и морепродуктов. Оно тормозилось отсутствием надёжной связи с материком. Паромная переправа была сезонной и очень зависящей от погодных условий.
После геологических изысканий были подготовлены проекты моста, насыпной дамбы и тоннеля. Самым целесообразным вариантом признали тоннель. Климатические условия здесь неблагоприятные: сильная ветровая нагрузка, бурное в непогоду море. Решили, что волны со льдом могут разрушить и дамбу, и мост.
Активная фаза строительства началась летом 1951 года. Пустить поезда по новому тоннелю официально запланировали в 1955 году. Но в кулуарах, учитывая сложность задачи, труднодоступность местности и объём строительства, называли 1957-й год как более реальный срок окончания стройки. Нет сомнений в том, что, если бы Сталин протянул ещё несколько лет, проект был бы доведён до завершения.
Немаловажная деталь: строительство Сахалинского тоннеля (как и многих других больших строек той эпохи) велось с привлечением большого количества дармовой рабочей силы ГУЛАГа. А по знаменитому указу «Об амнистии» от 27 марта 1953 года из лагерей освобождались более 1 млн 200 тыс заключённых.
Интересные детали осуществления проекта
В самом узком месте Татарский пролив имеет ширину немногим более семи километров. Однако проложить под ним тоннель – это лишь малая часть работ. Для того, чтобы запустить эффективное движение по нему, требовалось ещё построить сотни и сотни километров железных дорог – как на острове, так и на материке. В условиях сурового климата, через непроходимые леса.
Работы велись при полном отсутствия инфраструктуры и дефицита самой элементарной техники, часто просто вручную. Бытовые условия в бараках были сверх спартанскими, даже по меркам ГУЛАГа.
Специально для постройки тоннеля и сотен километров ж/д путей, подходящих к нему, создали три строительных организации, в арсенале которых было 14000 работников, 400 автомашин, 1240 лошадей и всего 15 экскаваторов. В некоторых источниках утверждается, что на стройке было занято гораздо больше людей. Называются цифры в 24 и даже 27 тыс. человек.
Какой процент заключённых был среди них, точно сказать трудно. Надо полагать, немалый. Однако нельзя сказать, что Сахалинский тоннель строился лишь руками заключённых. Вольнонаёмных рабочих, солдат, а также технических специалистов тоже было привлечено немало.
Длина самого подземного хода для однопутной железной дороги должна была составить 12,9 км (из них 7,3 км – под водами Татарского пролива). Диаметр тоннеля – 8,5 м. Заглубиться под морским дном в скальный грунт нужно было на 35 метров. Общая глубина тоннеля – 50-60 м.
Что успели построить
- Насыпали 2 полуторакилометровые дамбы и 1 из двух искусственных островов в мелководных местах залива. С них планировалось проложить вертикальные шахтные стволы.
- На мысе Лазарева (материк) прорыли один такой вертикальный ствол, глубиной 55 м, 9 м в диаметре. Эта шахта забетонирована и облицована чугунными тюбингами, как в тоннеле метро. Из неё начали копать сам горизонтальный тоннель, успев продвинуться к морю на несколько сотен метров.
- Проложили сквозь труднодоступную местность 120 км железной дороги от Комсомольска-на-Амуре к будущему тоннелю. Эта дорога была очень нужна для подвоза всего необходимого.
- На мысе Погиби (Сахалин) вертикальный технический ствол был начат, но не завершён – углубились всего на 30 м.
- Железной дороги к началу будущего тоннеля на мысе Погиби на Сахалине построить не успели. Но устроили основание для неё, пробившись сквозь труднопроходимую местность. Оно потом использовалось как грунтовая дорога для вывоза древесины.
После сдачи в эксплуатацию Крымского моста в Правительстве РФ периодически озвучиваются планы возведения моста или тоннеля на остров Сахалин. Летом 2018 года начаты соответствующие геологические исследования и изыскания. Они и станут основой будущих проектных решений.
Читайте: История сталинских высоток