Три портрета в чёрной избушке
Случилось как-то раз одному Мужику неплохо подзаработать. Пришёл он домой, монеты на стол высыпал и думать стал.
— Вот это — на забор, — говорит он, отсчитывая монеты. — Это — мне на сапоги. Это — дочке на платок да платье.
Смотрит Мужик — а монет-то ещё полно осталось. Думал он думал, а на что потратить так и не придумал.
— Стало быть, деньги-то лишние, — рассуждает Мужик. — А у меня лишних денег отродясь не водилось. Лишние, говорят, у богатых водятся.
Обрадовался Мужик навалившемуся богатству и отметить это дело решил. Свернул монеты в тряпицу и к дверям. А там как раз дочка возвращалась.
— Куда путь держишь, папенька? — спрашивает она.
— На базар иду, — гордо отвечает Мужик. — Доски закажу, сапоги себе куплю и тебе кое-что достанется.
— На базар? Напьёшься ведь.
Ничего не ответил Мужик, а только загадочно усмехнулся.
Очнулся он ночью посреди леса — голова трещит, ничего не помнит. За пазухой платье да платок, а сапоги на ногах старые.
— Одну же выпить собирался! — бормочет под нос Мужик. — Каждый раз одно и тоже! Опять в старых ходить.
Стал Мужик думать, как ему из леса выбраться. А пока он думал, завыл ветер, тучи набежали — вот-вот дождь хлынет! Жутко стало, а потому Мужик пошёл прямо — авось, куда-нибудь да выйдет, главное, чтобы в лесу не оставаться.
Идёт он потихоньку, а ветер всё сильнее и будто подгоняет Мужика, будто куда идти велит. То слева дунет, да так, что Мужик чуть на землю не падает, то справа поддаст. Совсем Мужику страшно стало.
И вдруг, словно из ниоткуда — полянка за деревьями, а на ней избушка, лунным светом освещаемая. Обрадовался Мужик своему спасению от непогоды, так сильно обрадовался, что даже и не понял, что луна-то на небе из-за туч даже не видна.
Зашёл он в избушку, дверь за собой закрыл и охнул: в избушке чуть светло и окон нет. Перекрестился Мужик, наружу вышел — точно, тут окна есть. Задрожал он, да прочь пошёл — как вдруг ударил гром и дождь с такой силой хлынул, что Мужика на землю уронил.
Делать нечего, пришлось в избушку возвращаться. Закрыл Мужик дверь за собой и рядом с ней сел, чтобы в случае чего далеко бежать не пришлось.
И вот сидит он и на стену перед собой смотрит. Моргнул раз — ничего. Моргнул второй — всё по-прежнему. А как моргнул в третий раз, на стене три портрета появились — на первом женщина с чёрными слезами, на втором женщина с высохшим букетом цветов, а на третьем женщина со спины изображена была.
Застучало сердце у Мужика, подскочил он, словно ошпаренный, хвать за ручку — а её нет! Закрыл он глаза и молитву забормотал. А как закончил, осторожно повернулся.
Висят.
Поднял Мужик правую руку, чтобы перекреститься, ко лбу пальцами прикоснулся, как вдруг на втором портрете глаза открылись. Мужик замер и дышать перестал. Посмотрела женщина на него внимательно, нахмурилась и закрыла глаза.
Мужик руку опустил, вдохнул поглубже и сам глаза закрыл, чтобы дрожь в теле унять. А как открыл — первый портрет пустой оказался.
Вновь Мужик молитву забормотал и направо посмотрел — пусто. Налево повернул и рот руками зажал. Стоит в углу женщина с первого портрета — волосы редкие, глаза закрытые. Сама высокая, в полуистлевшем свадебном платье.
— За мной пришёл?
Мужик от страха дрожит, ноги словно из ваты сделались, все молитвы вмиг забыл. Кое-как силы в себе нашёл и головой замотал.
— Нет.
Закричала женщина страшным голосом, вихрем мимо Мужика пронеслась и в портрете скрылась. Мужик было обрадовался, что так просто избавился, как боль в руке почувствовал. Глядь — а она почернела, и чернота эта жгла невыносимо. Стиснул Мужик зубы, отвернулся к двери и на неё смотреть стал, чтобы портретов не видеть.
Стоит минуту, стоит другую — раз! По плечу кто-то похлопал. Вздрогнул Мужик, резко повернулся — никого.
И на втором портрете пусто.
Повернул Мужик голову направо — стоит в углу женщина со второго портрета с закрытыми глазами. Волосы белые, одета в чёрное платье, в руках букет увядших цветов.
— Со мной пойдёшь?
Посмотрел Мужик на свою чёрную руку, вздохнул и вновь головой помотал.
— Не пойду.
Женщина зарыдала и тоже вихрем мимо Мужика пронеслась, в портрет вернувшись. Смотрит Мужик — а вторая рука у него высохла, словно у покойника и вот-вот отвалится! Заплакал он от горя и гибели неминуемой, посмотрел на третий портрет и глаза закрыл.
— Одной не миновать, — выдохнул он. — Была не была.
А как открыл — портрет пустой стал. Голову повернул — стоит в углу женщина без волос и одежды.
— Что мне принёс?
Прикрыл Мужик глаза перед ответом, с дочкой мысленно попрощался и вдруг словно озарило его.
— Платье, — говорит он, — и платок.
Вынул из-за пазухи платье с платком и дрожащими руками женщине протянул. Женщина в ответ улыбнулась и платье с платком в тот же миг на ней оказались. После чего она счастливо засмеялась, пронеслась вихрем мимо Мужика и в портрет вернулась. А там уже лицом к Мужику повернулась да так и замерла. И в тот же миг все портреты исчезли и дверь позади скрипнула.
Вышел Мужик из избушки — от дождя ни следа, солнце всходить начало. Посмотрел на руки — словно с ними и не было ничего. Перекрестился и пошёл дорогу к дому искать. А как к деревьям подошёл, обернулся — избушки как не бывало.
С тех пор Мужик не пил, а потом и в самом деле разбогател. И никогда никому не рассказывал про три портрета, которые он видел в чёрной избушке.
Как оказалось, зря.
- Информация о канале