Курбатов Рустам Иванович
Это важный вопрос. Если сюжет никак не задан, может случиться пустое обсуждение. У нас был случай, когда педагог выдвинул проблему «желтого шнурочка»: «у меня одна проблема – шнур пропал от компьютера». Надо обсуждать существенные вещи. Для этого в школьном коллективе должна быть некоторая договоренность: у нас такие-то задачи стоят, мы хотим сделать то-то, то-то и то-то… И уже в рамках этих задач мы обсуждаем нашу деятельность.
Вместе с тем у нас нет запретов на постановку тем. Принципиально важно, чтобы каждый учитель и ученик мог свободно выдвинуть на обсуждение любой вопрос. Вот, к примеру, на нашей сегодняшней встрече с восьмым классом были подняты самые разные вопросы: и вопрос взаимоотношений с новыми учителями, и вопрос плохой туалетной бумаги… То есть можно обо всем говорить.
Подчеркну, очень важно спрашивать у людей, какие у кого есть проблемы. Это может быть проблема низкого уровня знаний, а может быть проблема того, что дует из щелей. Если педагога раздражает сквозняк или скрипучая дверь – для него это проблема. И она для него важнее, чем все мои директорские проблемы.
По опыту могу сказать, что я как директор учителям много чего говорю, но они как дети запоминают из этого 10 процентов. Практика, когда в основном на встречах с педагогами говорит руководитель, — неэффективна. Важно, чтобы учитель тоже субъектом был, то есть мог поставить проблему и осознавал то, что делает. Мы даем учителям возможность свободно ставить проблемы, и, я считаю, у нас поэтому хороший коллектив сформировался.