Язык – сложная знаковая система, а билингвы – это люди, которые не только свободно пользуются двумя такими системами, но и легко переключаются с одной на другую.
Изучением ситуаций двуязычия занимается наука психолингвистика. Благодаря ей, мы можем разобраться в некоторых явлениях и развеять самые популярные мифы.
Билингвизм приводит к задержке речевого развития
На первый взгляд это логично, ведь маленьким детям приходится совершать сложнейшую мозговую работу в попытке понять речь взрослого и научиться говорить так, чтобы его понимали хотя бы на одном языке. А что тогда творится в голове у билингва? К тому же некоторые языки считаются более сложными по сравнению с остальными. Например, русский язык сложнее английского, а китайский – сложнее русского. Если мать русская, а отец – китаец, как ребенку за короткий срок освоить столь сложные языковые системы?
На самом деле, в онтогенезе ребенка его билингвальная социокультурная среда представляется ему чем-то обыкновенным. Он не понимает, на сколько это сложно - овладевать сразу несколькими языками - и делает это естественным образом, общаясь с носителями, а не сознательно заучивая что-либо.
Более того, ученые из разных научных областей уже давно пришли к выводу, что именно детский мозг, еще развивающийся и растущий, может быть чрезвычайно гибким.
Существует такое понятие, как сензитивный период (примерно до 6-ти лет), когда ребенку проще всего овладевать некоторыми умениями, в том числе языками.
По словам Т.В. Черниговской, идеальный вариант для изучения нескольких языков – с младенчества (0-12 мес), потому что мозг такого маленького ребенка еще не знаком с ситуацией одного языка и работает только с тем, что имеет.
Выходит, наоборот, билингвизм часто способствует развитию речи, памяти, увеличению лексического словаря и др.
Билингвом можно стать только в детстве
Этот миф часто связан с неточным, узким пониманием термина. В рамках основной классификации билингвизм делится на два вида: естественный и искусственный.
При естественном (первичном, детском) билингвизме оба языка считаются усвоенными, а не выученными. Это возможно только в детском возрасте (до 12 лет).
Более того, профессор Г.Д. Томахин писал, что именно естественный билингвизм влияет на способ мышления, мировоззрение и даже самоидентификацию личности.
Однако, это совершенно не означает, что в сознательном возрасте нельзя стать билингвом. Ситуации, когда первый язык усвоен, а второй выучен, встречаются повсеместно. Это называется искусственный (вторичный, приобретенный) билингвизм.
Ребенок будет путаться и смешивать языки
Это возможно на первых этапах, когда ребенок только учится кодовым переключениям. Малыши-билингвы могут выбирать слова, которые легче произносятся, или заменять забытые слова из одного языка на аналоги из другого.
Это абсолютно нормально - ребенок учится использовать полученные знания, чтобы быстро и эффективно строить коммуникацию, яснее выражать свои мысли и эмоции.
Родителям стоит запастись терпением и просто переждать этот период. Как правило, уже к 4-м годам ребенок четко разделяет языки и лишь иногда использует заимствования в зависимости от типа коммуникации.
Не критикуйте и не поправляйте маленького билингва, а лучше попросите повторить слово или фразу на "нужном" языке.
Родители должны хорошо знать оба языка, чтобы вырастить билингва
В современном обществе знание нескольких языков может быть полезно не только для обучения и саморазвития, это также открывает дополнительные возможности для карьеры. Поэтому среди молодых родителей набирает популярность практика создания билингвальной среды.
Вы можете быть и монолингвами, но в окружении вашего ребенка с самого детства должен быть носитель второго языка (няня, воспитатель, родственник). В крупных городах можно отдать малыша на курсы или в билингвальный детский сад.
Если вы переживаете из-за того, что плохо учили иностранный язык в школе, не думайте, что у ребенка будут такие же проблемы. Теперь вы знаете, что начать изучать язык никогда не поздно: делайте вместе домашнее задание, практикуйте свободное общение и мотивируйте друг друга.
Второй язык нужен только тем, кто планирует переезд в другую страну
Билингвизм не делает из человека гения, однако это полезный навык, который дает свои преимущества вне зависимости от того, где этот человек проживает. На учебе или в работе двуязычие поможет лучше концентрироваться на заданиях, быстрее запоминать стихи и параграфы, эффективнее выполнять несколько задач одновременно и т.д.
Уже доказано, что знание иностранного языка позволяет отсрочить некоторые когнитивные нарушения, болезнь Альцгеймера, старческую деменцию. А эксперименты 2006-2013 годов под руководством доктора Суварна Аллади показали, что двуязычные люди чаще сохраняют нормальные познавательные функции после инсульта.
Из-за стремления мира к глобализации и созданию единого информационного и образовательного пространства билингвизм только набирает популярность, поэтому не доверяйте мифам и не ленитесь учить языки.
Спасибо, что дочитали до конца. Я стараюсь для вас!