Составят ли они конкуренцию заморским аналогам и заменят ли настоящих?
1 августа весь «цивилизованный мир» отмечал день рождения Человека-Паука – одного из самых популярных супергероев вселенной комиксов Marvel всех времён. Герой подростков, он стал примером для нескольких поколений американцев, а также приобрёл определённую популярность на просторах бывшего СССР. А чем может ответить Русский мир на историю взросления мальчика из нью-йоркского пригорода Куинс?
Перво-наперво, нужно объяснить, откуда у современного поколения такой интерес к продуктам американской культуры – комиксам про супергероев. На родине, в Соединённых государствах Америки, культура комиксов уходит корнями в 30-е годы прошлого столетия, а первые комиксы как таковые впервые появились в Старом свете – в Бельгии. Американцы в этом ремесле сделали такие ошеломительные успехи, что по сею пору этот жанр художественной литературы плотно ассоциируется именно с ними. Супермен, Чудо-Женщина, Тёмный Рыцарь, Капитан Америка, Халк, Фантастическая Четвёрка, Человек-Паук – эти и многие другие персонажи как ничто иное ярче всего характеризует комиксы как направление в творчестве; образы, описанные американскими писателями и воплощённые в рисунках американских художников, обязательно найдут своего читателя.
Ежели говорить о персонажах комиксов Marvel, тут речь идёт о многообразии образов, в которых читатель может найти отражение и своего характера: Человек-паук – аллюзия на мальчика-подростка, который ежедневно сталкивающегося с несправедливостью и взрослыми преступниками; Железный человек – гений, миллиардер, плейбой и филантроп, инвалид, чью жизнь поддерживает миниатюрный реактор, вмонтированный в его грудь, богач, способный на простое сострадание к совершенно не знакомым людям; Капитан Америка – солдат, патриот, парень из Бруклина, беспощадный к врагам его родной Америки; Халк – переосмысление персонажа Роберта Льюиса Стивенсона, эдакие доктор Джекилл и мистер Хайд для тех, кому пока не даётся классическая литература; этот список можно продолжать ещё долго – всего в копилке у Marvel имеется более 200 персонажей, каждый из которых проработан, имеет свою мотивацию к действиям, а также уникальный образ.
В России и странах СНГ и Прибалтики интерес к персонажам комиксов базируется на популярности фильмов, снятых по комиксам крупных частных американских издательств Marvel, DC, Image, DarkHorse: те же «Человек-паук» Сэма Рэйми, трилогия «Тёмный Рыцарь» Кристофера Нолана, «Спаун» с Джоном Легуизамо и «Город грехов» с Брюсом Уиллисом и Мики Рурком – все эти художественные произведения кинематографа основаны на оригинальных «книжках с картинками», написанных известными на Западе драматургами: те же Алан Мурр («Хранители») и Фрэнк Миллер («Возвращение Тёмного Рыцаря», «300 спартанцев») известны не только своими графисекими романами, а сага Нила Геймана о Песочном человеке только ждёт своей экранизации.
Человек-Паук – самый популярный персонаж издательства Marvel. Именно его обыватели вспоминают прежде всего, когда их спрашивают об этом. В России же комиксы всё ещё воспринимают с пренебрежением, особенно старшее поколение, у которых название «Мстители» ассоциируется с командой «Неуловимых мстителей» -- героев трилогии о квартете ребят, борющихся за Советскую власть на фронтах Гражданской войны. Мало кто читает комиксы, но многие знают особенности характера того или иного персонажа. Интерес к Человеку-пауку возник после успешного проката фильма «Человек-Паук» Сэма Рэйми с Тоби Магуайером в главной роли в 2002 году, а фраза Дяди Бэна «С великой силой приходит великая ответственность» (иной вариант – «Чем больше сила, тем больше и ответственность») и вовсе, как говорится, ушла в народ. Вся трилогия, даже несмотря на неудачный с сюжетной точки зрения третий фильм, в нашей стране считается одной из самых, если не любимых, то наиболее благопочетаемых.
Дилогия «Новый Человек-Паук» Марка Уэбба с Эндрю Гарфилдом в главной роли имела не такой успех, как предыдущие фильмы – зрителям было с чем сравнивать. Возможно, сыграли роль некоторые сторонние факторы: первый – это перегруженный сюжет второй части; второй – утёкшая в Сеть переписка руководства корпорации Sony, в которых прямо говорилось о продаже прав на персонажа подконтрольной медиаимперии Disney студии Marvel.
Нынешний же образ, воплощённый на экране Томом Холландом, эксплуатируется в основной кинематографической вселенной Marvel: этот Человек-паук является членом команды «Мстителей», его историю будут развивать и далее.
Впервые на страницах комиксов Человек-паук появился в 1962 году благодаря стараниям легендарного сценариста Стэна Ли и не менее легендарного художника Стива Дитко. Обыкновенный подросток, житель Нью-Йорка Питер Паркер был укушен в руку радиоактивным пауком, но вопреки прогнозам не умер от заражения радиацией или болевого шока, а обзавёлся суперспособностями – большой силой, паучьим чутьём, а также – возможностью взбираться по отвесным стенам.
В России создать свой аналог американских супергероев пытались не раз. Известны как минимум две попытки, с треском провалившиеся в прокате. Первая – новогодний «подарок» от казахстанского режиссёра и сценариста Тимура Бекмамбетова «Чёрная Молния» 2009 года -- фильм, в котором рассказывается про московского студента Диму, получившего в подарок на день рождения автомобиль ГАЗ-21 «Волга» производства СССР, доработанный в секретном КБ, в котором его (автомобиль) оснастили реактивным двигателем. С помощью автомобиля Дима борется с преступностью и мстит за гибель отца. Основным недостатком зрители и критик назвали сворованный сюжет, первая половина которого являлась калькой со сценария фильма «Человек-Паук» 2002 года, а вторая – фильма «Железный человек» 2008 года.
Другой известной попыткой был фильм Сарика Андреасяна «Защитники» 2017 года, рассказывающий о команде сверхлюдей, спасающих Россию от врага-предателя. Результатом стали катастрофически низкие оценки зрителей и критиков и разорение крупной частной киностудии EnjoyMovies.
Однако в том же году примерно в то же время на малые экраны вышел короткометражный фильм «Майор Гром», рассказывающий про майора полиции Игоря Грома, который даёт отпор грабителям банка. Фильм снят по комиксам издательства Bubble Comics, главным вдохновителем и спонсором фильма стал Артём Габрелянов – младший сын Арама Габрелянова, российского бизнесмена, владельца информационного агентства Life News.
К выходу в прокат готовится полнометражное продолжение – «Майор Гром: Чумной Доктор», в котором отважный и честный майор будет противостоять хитрому и скользкому оппозиционеру-революционеру, прячущемуся за маской чумного доктора, в Позднее Средневековье и Ранее Новое время боровшегося с пришедшей из Китая чумой. Согласитесь, чем-то напоминает сегодняшний день?
Кроме отважного майора, с преступностью в России на страницах комиксов Bubble борются его соратники:
Во вселенной Marvel также хватает героев, имеющих русское происхождение. Как правило, это профессиональные военные/сотрудники спецслужб, ставшие предателями, либо преданные своему делу коммунисты, ведущие борьбу с американскими соперниками.
На сегодняшний день попытки насильно насадить супергероику россиянам оборачиваются провалом – наш читатель всё ещё предан более традиционным видам чтива. Комиксы (особенно – в твёрдой обложке) покупают в основном молодёжь, недавно состоявшаяся как самостоятельные экономические единицы, но ещё не готовые полностью стать взрослыми в классическом понимании. Обыватель готов пойти на фильм, снятый по комиксам, однако к самим первоисточникам прикоснуться всё ещё не решается – стереотип о «детскости» этого жанра стойко засел в умах. Возможно, картина изменится, но для этого потребуется ещё очень много времени.