- Царь, царь тут, тут царь, царь тут...
- Царь тут!
- Сидеть! А где же ему быть? Царь всегда на свoем месте!
Он сидел на троне, судорожно сжав скипетр. Испуганный взгляд упирался прямо в лица стражей, замерших у входа. Только что Бунша с Милославским отчаянно убегали от них, и спасения, казалось, не было. Но тут подвернулись царские шмотки, и вот теперь простой советский управдом - самодержец всероссийский. Хотя, какой он самодержец?
Пелена страха застлала взор Ивана Васильевича. Воображение взыграло, он мысленно увидел картины пыток, страшную казнь через обезглавливание на Красной площади. Страх парализовал, все части тела оцепенели.
- ... а oстальных прoшу oчистить царский кабинет. Кoрoче гoвoря, все вoн. Рявкни на них!
- Во-о-он! - вся психическая энергия сконцентрировалась в ударе посохом по ноге Милославского, от чего тот взвыл.
И страх от Бунши перешел в души стражников. Расширились зрачки, вздрогнули все мускулы. Торопливо пятясь, покинули они царское помещение, остался лишь Феофан из Посольского приказа.
Психологический комментарий :
Здесь можно наблюдать смену субличностей персонажей. Субличность - это часть личности, которая формируется в связи с задачами адаптации. Возникла сложная, угрожающая ситуация? Найди способ адаптироваться, приспособиться. Вызови из глубин психики нужное "я".
Старая, привычная субличность трусливого Бунши в данных условиях оказалась совсем неадекватной. И когда задача выживания обострилась, на первый план вышла яростная субличность. При этом произошла трансформация эмоциональной энергии: страх перешел в гнев.
Переключался Бунша на нужный образ с трудом. Потому что застыл, "увяз" в привычном образе управдома-подкаблучника.
Жорж Милославский же, наоборот, чувствовал себя легко и свободно. Он привык играть разные роли, ведь этого требовала воровская натура. Свои "профессиональные" задачи решал легко с помощью перевоплощения (вспомним его звонок Шпаку женским голосом).
Так что данная сцена из фильма "Иван Васильевич меняет профессию" не только забавна, но и интересна с точки рения психологии. Умение "входить" в нужный образ пригождается в самых разных жизненных обстоятельствах.