Найти в Дзене
Учитель

Педагог - это звучит вздорно

Оглавление

Имея почти 20 лет опыта в системе среднего и среднего профессионального образования, спешу отметить, что приходящих работать в школу молодых педагогов становится все меньше, а остаются работать на второй год вообще единицы. Многие находят корень проблемы в низкой оплате труда педагогов. Но разве педагог – единственная низкооплачиваемая профессия? Кроме того, сегодня говорить о небольшой зарплате педагогов, скорее, стереотип, чем, правда.

В «век всеобщей монетизации» новоиспеченные педагоги приходят в школу не работать, а зарабатывать, именно по этой причине многие изменяют профессии, переквалифицируясь из учителей в коучи. На взгляд руководителя образовательного учреждения – это один из видов педагогической деградации. Рассмотрим во всех подробностях суть и назначение профессии школьного учителя. Своей критичной точки образовательная деятельность еще не достигла. Еще есть выпускники школ, задающие вопросы о тонкостях специальности и стать успешным учителем в школе.

Прежде чем рассказать о формальных ступенях становления в специальности, раскрою социально-психологическую специфику профессии.

Учитель – это не просто профессия, а стиль, образ жизни и мыслей.

В этом коротком изречении - правиле заключается глубокий тайный смысл и немало сложностей психологического и бытового плана.

В слове «стиль» заключено следующее:

  • Строгий профессиональный дресскод в одежде, который касается не только рабочего места, но и всех мест, в которых бывает учитель;
  • Стиль общения, стиль речи – официозность, каждое слово должно быть выверено и не создавать двусмысленности фраз;
  • Стиль жизни – главное правило личной жизни, скрыть ее от учеников, их родителей и прочих участников образовательного процесса.

В первый год работы начинающие педагоги пренебрегают этими правилами, что создает немало конфликтных ситуаций. Одни, не выдержав несправедливости, увольняются, другие начинают их придерживаться и успешно продолжают работать.

из Яндекс-картинок
из Яндекс-картинок

Образ жизни и образ мысли – в этой фразе заключается моральный облик учителя, его никто не отменял. Любой факт непотребного поведения, отношения с противоположным полом, не очень «правильные» друзья – все это станет вопросом для обсуждения у учеников, их родителей. Руководители дорожат репутацией своего учреждения, а от учителей, живущих не по правилам, предпочитают избавляться.

Все написанное – обратная сторона того, о чем пишут известные педагоги. Учитель – живой пример для своих подопечных. Все это не зависит от того, решил ли человек стать учителем математики или русского языка.

Профессиональная действительность

Теперь перейдем к профессиональной действительности профессии. Успешность педагога и его профессионализм заключается в качественной подготовке к урокам. Формальное составление конспектов приведет к тому, что уровень подготовки учащихся будет низким. А сам процесс подготовки отнимает часть личного времени. К этому нужно быть готовым. Ребята чувствуют неподготовленность учителя. Готовясь к уроку, стоит грамотно распределять время, подбирать задания и обучающий материал, исходя из программных требований, стандартов и степени подготовленности учеников. Нередко для параллельных классов приходится готовить два разных конспекта по одной теме в силу различного интеллектуального уровня детей. Конспекты к урокам – не единственная профессиональная обязанность решивших стать учителями. Стандарт педагога обозначает основными направлениями деятельности, помимо, образовательной, методическую и воспитательную работу.

Методическая часть профессии заключается в следующих моментах:

  • Участие в работе методического объединения;
  • Составление и выполнение плана методической работы;
  • Разработка программы и календарно-тематического планирования по предмету;
  • Составление методических разработок по предмету;
  • Участие в олимпиадах и конкурсах со своими воспитанниками;
  • Работа над темой самообразования.

Воспитательная работа заключается:

  • В проведении предметных недель;
  • Тематических классных часов;
  • Внеклассных мероприятий.

Дополнительно в функционал школьных учителей вменяется в обязанности классное руководство, в рамках которого составляются планы воспитательной работы, проведение инструктажей по правилам безопасности, а также работа с родителями.

Ежедневной обязанностью учителя является заполнение журнала. Сегодня используется электронный вариант в системе «Сетевой город», но и бумажные эквиваленты в ряде учреждений еще сохраняются.

Отчетность также не миновала учительскую профессию:

  • Ежемесячно сдается отчет по посещаемости;
  • По методической работе;
  • Раз в четверть – отчет по предмету (итоги абсолютной и качественной успеваемости), отчет по классу об ударниках;
  • Раз в четверть и по итогам полугодия входной контроль и итоги промежуточной аттестации.

Все вышеперечисленное школьные учителя, считающие своей ключевой функцией лишь ведение уроков, именуют минусами. Профессиональный стандарт именно так описывает работу школьного учителя.

Есть ли у данной профессии плюсы?

Есть, но зависят они, как и в любой профессии, от амбиций, целей и стремлений самого обладателя профессии. Можно задаться вопросом, как стать пилотом гражданской авиации, но не стремиться к этому. Педагогическое образование, полученное в МГУ, открывает широкие возможности, но отсутствие стремления, подкрепленного ежедневным трудом, делает его наличие совершенно бесполезным.

Школа, как рабочее место, открывает возможности карьерного роста, главное уметь их увидеть. Минимум, что получает молодой специалист – это уютный кабинет, истинно добродушных и готовых прийти на помощь коллег. Многочисленные конкурсы для работников образования и их подопечных дают возможность получить хорошие по суммам гранты и ценные призы. Нельзя не отметить льгот для педагогов и предоставляемой государственной поддержки.