Найти тему
киНоНостальгия

Смерть негодяев и невинных в шикаром французском нуаре 70-х.

Ален Делон в фильме "Смерть негодяя" (1977)
Ален Делон в фильме "Смерть негодяя" (1977)

В конце 70-х мы, советские мальчишки, не очень разбились в терминах, но даже на зная слова noir, чувствовали особую атмосферу этого фильма. Несмотря на выстрелы и трупы, визг тормозов и разбитые машины, "Смерть негодяя" выделялась меланхоличным настроем безнадежности и невозможности победы добра над злом. Noir как он есть.

Ален Делон в фильме "Смерть негодяя" (1977)
Ален Делон в фильме "Смерть негодяя" (1977)

Адвоката Ксавье Марешаля (Делон) будит ранний визит друга, коррумпированного политика. Тот сообщает, что убил шантажиста и выкрал его "дневник", в котором велся учет коррупционных схем и "выплат" чиновникам и политиканам всех мастей. Верный старой армейской дружбе, Марешаль обеспечивает другу алиби и соглашается выполнить одно поручение. Как и положено в нуаре, герой не по собственному желанию, а по воле рока вовлекается в опасную и сложную игру.

Орнелла Мути в фильме "Смерть негодяя" (1977)
Орнелла Мути в фильме "Смерть негодяя" (1977)

Будущий режиссер знаменитого "Профессионала" Жорж Лотнер умело создает атмосферу нуара под великолепную музыку Филиппа Сарда. Открыточный Париж превращается в город полный угрозы, по темным улицам разъезжают наемные убийцы, вокруг Марешаля множатся трупы - по иронии авторов "смерть негодяя" оборачивается гибелью десятка людей, в том числе и невинных. А кто тот самый "негодяй" - уже и неважно.

Ален Делон и Жюльен Гийомар в фильме "Смерть негодяя" (1977)
Ален Делон и Жюльен Гийомар в фильме "Смерть негодяя" (1977)

Пресловутым "дневником" интересуется чуть ли не каждый персонаж фильма, а также непонятные, но очень влиятельные силы. Марешаль то становится мишенью в этой охоте, то сам превращается в охотника. Умирают близкие ему люди, сам он не раз оказывается на грани жизни и смерти, но теперь его не остановить.

Кадр из фильма "Смерть негодяя" (1977)
Кадр из фильма "Смерть негодяя" (1977)

В фильме есть и погони, и стрельба, и трупы - но это не голливудский боевик с неизменным героем-победителем. Главное здесь - отлично переданное настроение тревоги, ощущение реальной опасности, грозящей на каждом шагу. Action здесь не самоцель и аттракцион, а способ нагнетания саспенса.

Кадр из фильма "Смерть негодяя" (1977)
Кадр из фильма "Смерть негодяя" (1977)

В классическом нуаре не бывает полной победы и торжества "добра". Так и здесь - Марешаль находит и карает убийцу друга, но настоящая "крупная рыба" останется безнаказанной, скандал быстро утихнет, и все снова встанет на свои места. Измотанному герою Делона только и остается что с горькой иронией произнести в финале: "Спите спокойно, парижане. Все хорошо".

Кадр из фильма "Смерть негодяя" (1977)
Кадр из фильма "Смерть негодяя" (1977)
Люблю Голливуд, но искренне жаль, что блокбастеры побеждают во всем мире. Жаль, что замечательный жанр французского криминального фильма почти умер. Жаль, что французы пытаются по большей части копировать голливудское кино, что нет новых звезд масштаба Делона. Это ведь было очень хорошее кино - с хорошим сюжетом, отличными актерами и роскошной музыкой.