В конце 70-х мы, советские мальчишки, не очень разбились в терминах, но даже на зная слова noir, чувствовали особую атмосферу этого фильма. Несмотря на выстрелы и трупы, визг тормозов и разбитые машины, "Смерть негодяя" выделялась меланхоличным настроем безнадежности и невозможности победы добра над злом. Noir как он есть.
Адвоката Ксавье Марешаля (Делон) будит ранний визит друга, коррумпированного политика. Тот сообщает, что убил шантажиста и выкрал его "дневник", в котором велся учет коррупционных схем и "выплат" чиновникам и политиканам всех мастей. Верный старой армейской дружбе, Марешаль обеспечивает другу алиби и соглашается выполнить одно поручение. Как и положено в нуаре, герой не по собственному желанию, а по воле рока вовлекается в опасную и сложную игру.
Будущий режиссер знаменитого "Профессионала" Жорж Лотнер умело создает атмосферу нуара под великолепную музыку Филиппа Сарда. Открыточный Париж превращается в город полный угрозы, по темным улицам разъезжают наемные убийцы, вокруг Марешаля множатся трупы - по иронии авторов "смерть негодяя" оборачивается гибелью десятка людей, в том числе и невинных. А кто тот самый "негодяй" - уже и неважно.
Пресловутым "дневником" интересуется чуть ли не каждый персонаж фильма, а также непонятные, но очень влиятельные силы. Марешаль то становится мишенью в этой охоте, то сам превращается в охотника. Умирают близкие ему люди, сам он не раз оказывается на грани жизни и смерти, но теперь его не остановить.
В фильме есть и погони, и стрельба, и трупы - но это не голливудский боевик с неизменным героем-победителем. Главное здесь - отлично переданное настроение тревоги, ощущение реальной опасности, грозящей на каждом шагу. Action здесь не самоцель и аттракцион, а способ нагнетания саспенса.
В классическом нуаре не бывает полной победы и торжества "добра". Так и здесь - Марешаль находит и карает убийцу друга, но настоящая "крупная рыба" останется безнаказанной, скандал быстро утихнет, и все снова встанет на свои места. Измотанному герою Делона только и остается что с горькой иронией произнести в финале: "Спите спокойно, парижане. Все хорошо".
Люблю Голливуд, но искренне жаль, что блокбастеры побеждают во всем мире. Жаль, что замечательный жанр французского криминального фильма почти умер. Жаль, что французы пытаются по большей части копировать голливудское кино, что нет новых звезд масштаба Делона. Это ведь было очень хорошее кино - с хорошим сюжетом, отличными актерами и роскошной музыкой.