Найти в Дзене

Как новая маркировка и «Меркурий» могут повлиять на стоимость продуктов. Отвечают эксперты

Оглавление

2019 год богат на инновации со стороны государства. Если говорить конкретно, их две, но одна пока проходит тестирование на добровольцах. Первая инициатива, о которой мы так часто пишем, — электронная ветсертицификация в системе «Меркурий». Она разбита на два этапа: небольшая часть молочных продуктов с 1 июля, вся остальная молочка с 1 ноября. Вторая инициатива — маркировка «Честный знак», которая пока что запущена в тестовом режиме до 29.02.2020 года.

Любые инновации — это не абстрактные понятия, а конкретные затраты производителей, дистрибьюторов и ритейлеров. Покупка более мощного программного обеспечения (компьютеров, если по-простому), обучение и поиск персонала, новая техника для маркировки упаковки на заводской линии, новый дизайн упаковки и т. д.

Все это с огромной долей вероятности повлечет за собой повышение цен на продукцию. Или не повлечет, если производители снизят качество продуктов, чтобы компенсировать расходы на IT-инициативы государства.

Что думают по этому поводу эксперты? Стоит ли беспокоиться потребителям?

Начальник управления контроля АПК Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Анна Мирочиненко:

«Какая-либо прямая связь между возможным ростом себестоимости продукции в связи с введением электронной сертификации и маркировки и ценами для конечного потребителя в условиях конкурентного рынка и ограниченности покупательной способности населения, по мнению ФАС России, отсутствует. Сам процесс маркировки продукции не должен создавать необоснованных барьеров для бизнеса, существенно повышая их финансовые издержки. И ФАС России в этом направлении работает».

Директор и соучредитель ООО «Стрельня» (фермы по производству сырого молока) Александр Саяпин:

«Даже одного слуха о введении маркировки достаточно, чтобы поднять стоимость молочной продукции, я уж не говорю о последствиях введения самой маркировки. Конечно, себестоимость возрастет, что повлияет на доходность переработчиков, что в свою очередь отразится на ценниках, — отметил Александр Саяпин. — Такая политика больше похожа на усвоение бюджета. Кому это на самом деле нужно — производителям или чиновникам — непонятно».

-2

Александр Саяпин также считает работу ФГИС «Меркурий» неэффективной. По его мнению, эта система не является гарантом от ошибок. Ведь все данные в эВСД вносят люди. А система их «проглатывает». Эксперт подчеркнул, что речь идет в первую очередь не об обмане покупателей с помощью ФГИС «Меркурий», а о непреднамеренной ошибке.

Официальный комментарий Минпромторга о скачке цен на продукты из-за внедрения маркировки:

«Мы не ожидаем никаких сбоев в рознице и не считаем, что внедрение цифровой маркировки готовой молочной продукции может стать причиной роста цен на товары».

Исполнительный директор ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков:

«... молочные предприятия вынуждены будут минимум на 2-3% увеличивать отпускные цены, что очень сложно в условиях стагнации покупательской способности населения».

-3

Дмитрий акцентировал внимание на том, что маркировка продукции несет затраты, которые очевидны даже невооруженным взглядом. Например производитель должен заплатить за модуль шифрования и генерации уникального кода. Это 50 копеек без НДС с каждой единицы продукции. Также нужно купить импортную технику для нанесения QR-кода. По мнению Вострикова, ФГИС «Меркурий» и «Честный знак» выполняют разные задачи. Электронная ветсертификация обеспечивает прослеживаемость сырья и помогает в борьбе с фальсификатом, а маркировка с помощью QR-кодов способствует победе над контрафактом уже готовой продукции.

«Если избежать эксперимента по „Честному знаку“ нельзя, то необходимо прописать методику оценки эксперимента. Пищевые предприятия понимали, чем полезен „Меркурий“, но не видят экономического эффекта внедрения системы для отрасли по маркировке», — прокомментировал ситуацию Дмитрий Востриков.

Как вы считаете, новая маркировка станет причиной роста цен на молочные продукты? Или цены вырастут и без нее?

Официальный сайт платформы «Кадуцей»

Официальный сайт системы лояльности и сертификации VDcards

Разработчик продукта — OOO «Экстракод»