Вы прилетаете в Баку, садитесь в знаменитое бакинское баклажановое такси и несетесь по гладким дорогам в один из приятных отелей. Вокруг возвышаются дома, светятся окна, лавируют в потоке автомобили – большой город жужжит и движется. И вдруг перед глазами на большом и свободном пространстве возникает НЛО.
Шедевр без границ и рамок
Огромной тонкостенной ракушкой возвышается на холме чудо архитектурной и инженерной мысли. Невероятный объект настолько далек от общепонятных стандартов, что хочется остановить машину, пробежать по зеленой лужайке и потрогать это чудо руками. Уж очень оно нереальное! Плавными линиями морских волн белоснежное здание-скульптура вырастает из-под земли, мягкими изгибами снова вливаясь в земную твердь. Как причудливое инопланетное растение, здание возвышается над зеленью травы, разноцветными улитками и другими арт-объектами на лужайках. Как молочный водопад, светящийся изнутри медовыми сотами, невероятное строение застыло в центре большого города. Будто взмах тонкой руки в изысканном жесте, поднимаются его линии и снова прячутся в рукаве земной коры. Хочется обойти здание по кругу, рассмотреть со всех сторон и убедиться в его земном происхождении. Так происходит первая встреча с центром Гейдара Алиева.
«Это просто космос!» – говорят туристы, впервые побывавшие в столице Азербайджана. Бытует легенда, что извилистый силуэт создан по мотивам личной подписи президента Алиева, экскурсоводы ее не подтверждают.
В 2014 году Лондонский музей дизайна признал это архитектурное произведение победителем ежегодной премии «Дизайн года». Наравне с другими историческими и культурными достопримечательностями центр Гейдара Алиева стал ключевым объектом и символом современного Баку.
Белый цвет здания символизирует светлое будущее. Но помимо идеологической нагрузки белый цвет использован с целью выделить элементы конструкции при помощи солнечного света. Свет, отражаясь от белых поверхностей, создает различные акценты в разное время суток.
Автор
Для создания центра пригласили одного из самых интересных и именитых архитекторов мира. Заха Хадид родилась в Багдаде, ее семья придерживалась либеральных взглядов, девушка получила математическое образование в Бейруте, а затем обучалась искусству архитектуры в Лондоне. В поисках своего стиля Заха пыталась отойти от привычных форм и принятых в обществе канонов, ее называют одним из ярчайших представителей деконструктивизма. Ее проекты нарушают классические линии, стремятся раздвинуть рамки пространства, ее здания живут в собственном динамичном импульсе. Заха Хадид, отметая геометрию в своих архитектурных проектах, часто прибегает к искаженной перспективе, выявляющей острые углы и кривые линии. За это она получила титул «Королева линий».
Заха Хадид стала первой женщиной, получившей высочайшую награду в области архитектуры — Притцкеровскую премию, самую престижную в мире, которую называют «нобелевкой» от архитектуры. Возведенные в разных точках земного шара постройки Захи Хадид выглядят как инопланетные строения, привлекая сотни туристов, которые хотят воочию убедиться в их реальности.
Помимо центра Гейдара Алиева в Баку, в список самых необычных зданий архитектора вошли Музей транспорта «Риверсайд» в Глазго, лыжный трамплин «Бергизель» в Инсбруке, оперный театр в Гуанчжоу, Римский музей современного искусства MAXXI, футбольный стадион-2022 в Катаре.
В 2016 году архитектор скончалась от сердечного приступа в Майами, оставив много незаконченных проектов, которые будут реализовываться ее последователями.
Фото и материал: собственность OMG Kazakhstan.