Найти в Дзене
Классическая ГИТАРА

Xuefei Yang, интервью

Когда Xuefei Yang впервые приехала в Лондон, чтобы учиться у Michael Lewin в Королевской музыкальной академии, у неё возникло чувство борьбы, которую она должна была постоянно продолжать. Но, тем не менее, Yang продолжала процветать, а теперь хорошо зарекомендовала себя как международный солист и камерный музыкант.

Чтобы дать некоторое представление о её блестящей карьере: это интервью в июле 2019 года (ссылку на оригинал интервью вы найдёте в конце статьи) было взято между её выступлениями в Лондоне и на 75-м «Cheltenham Music Festival», и, что ещё более впечатляюще, на следующей неделе она отправилась в Париж, на празднование Дня Бастилии, где выступала на концерте классической музыки под открытым небом для многотысячной аудитории у основания Эйфелевой башни. Она была солисткой, исполняя Аранхуэзский концерт Хоакина Родриго с Национальным оркестром Франции, а концерт завершился эффектным фейерверком.

В течение нескольких дней она также съездила в Changsha в свой родной Китай, где является художественным руководителем местного фестиваля гитары.

У вас такая успешная международная карьера, что трудно представить, какую борьбу вы должны были испытать в начале своей жизни в качестве гитариста. Что я до сих пор считаю невероятным, так это то, что вы были первым китайским гитаристом, который поступил в консерваторию для изучения инструмента. Вы все ещё размышляете об этих старых проблемах?

Да, действительно, я постоянно напоминаю себе о том долгом пути, который прошла, и о различных трудностях на нём. Я стараюсь извлекать из этого позитивные вещи — это напоминает мне о том, что нужно дорожить привилегией, которой я обладаю как музыкант, живущий своей мечтой, и напоминает мне о силе, которую я приобрела в результате преодоления различных трудностей, как в качестве музыканта, так и просто человека.

Люди иногда называют меня пионером, но я совсем не думала об этом, когда жила в Китае и только начинала думать о гитаре как о жизненном пути. После поездок во многие страны и знакомства с разными культурами и образами жизни, я теперь понимаю, что выбрала специфический и весьма неопределённый путь, без гарантий будущего. Мне очень повезло, что я могу жить такой музыкальной жизнью. Некоторые молодые музыканты в Китае говорят мне, что я образец для подражания, и слыша это, я опять получаю награду за то, что встала на этот путь.

Вы начали учиться в Китае в дореформенный период, затем поступили в Королевскую музыкальную академию в Лондоне, и с тех пор стали неотъемлемой частью классической музыкальной сцены здесь, в Англии. Вы сделали Англию своим домом, но никогда не прекращали выступать в Китае.

Я продолжала выступать в Китае на протяжении всей своей карьеры, и чувствую, что мне очень важно привозить гитару и её музыку на свою родину. Я чувствую, что это не только моя ответственность, но и привилегия. В то время как гитара уже ценится в Китае, я хочу продолжать распространять её на всё более и более широкую музыкальную аудиторию. Мне повезло, что у меня есть возможность делать это, имея приглашения выступить на престижных китайских площадках и крупных музыкальных фестивалях, а также с лучшими китайскими оркестрами.

Совсем недавно таким событием стал концерт в честь китайского Нового года в Национальном центре исполнительских искусств, на котором были представлены высококлассные музыканты всех областей. Я буду продолжать работать над тем, чтобы представлять гитару и её музыку для основного музыкального мира в Китае, а также для гитарной аудитории.

В октябре этого года отмечаются важные празднования 70-летия основания Китайской Народной Республики. Можете ли вы рассказать нам о специальных юбилейных планах?

В предыдущие годы я играла тут и там китайские пьесы на своих концертах и записях. Я нахожу, что западной аудитории может быть сложно переварить много китайской музыки за один раз, потому что она не связана с их культурным прошлым, а они не знакомы с языком этой музыки. Тем не менее, я чувствую, что мне нужно продолжать работать, борясь за признание музыки моего культурного наследия.

Я считаю, что знания всех культур действительно помогают в интерпретации музыки. Я много лет живу на Западе и продолжаю развивать своё понимание западных культур. Как это ни парадоксально, это заставило меня почувствовать желание ещё больше изучить и понять свое собственное наследие. Я думаю, что это помогает взглянуть на вашу собственную культуру со стороны — иногда трудно что-то разглядеть, когда нет перспективы для сравнения.

Когда я была подростком, я была сосредоточена на том, чтобы идеально играть длинные пьесы, доказать свои способности, и я делала музыку, в основном, на чувствах. Затем я осознала, что игры на чувстве недостаточно и почувствовала некоторую путаницу относительно того, куда я направляюсь как музыкант. Приезд в Лондон и обучение у Майкла Левина в Королевской академии открыли мне глаза и уши и помогли сформировать свою музыкальность. После 30 я чувствую, что начала обретать собственный голос, с большей музыкальной свободой, основанной на лучшем общем понимании музыки. Я всё больше осознаю, что мы не просто делаем музыку, а общаемся в культурном контексте.

Этот год — 70-летие основания Китайской Народной Республики — является важным событием в Китае и будет широко отмечаться по всей стране. Это даёт мне отличный повод сделать больше, представить некоторую китайскую музыку и культуру как часть своих сольных концертов. В этом году я сделала, в частности, три вещи: большую часть своих концертных программ отдала китайскому репертуару; много работала над новыми транскрипциями, включая классику, фолк и камерные пьесы; записываю целый альбом китайской музыки, который будет выпущен в начале 2020 года вместе с концертами, в том числе один — в самом престижном месте Китая, Национальном центре исполнительских искусств (NCPA).

У вас есть уникальная возможность наблюдать события классической музыки за последние десять лет или около того в Китае. Можете ли вы рассказать нам немного об изменениях, которые вы заметили?

Сцена классической музыки в Китае изменилась до неузнаваемости во всех аспектах за последние 20 лет. Раньше роль консерваторий в Китае в основном заключалась в профессиональной подготовке музыкантов для оркестров, преподавания и так далее. В основном правительство финансировало университетские факультеты, а затем распределяло рабочие места для выпускников. Когда я начинала, эта система уже менялась, но будущее выглядело довольно мрачно.

Вопреки пожеланиям моих родителей, я отказалась от лучшей школы в Пекине, которая даёт лучший шанс поступить в лучший университет, после чего, вероятно, последует хорошая работа, и поступила в среднюю школу при Центральной музыкальной консерватории в Пекине в качестве неофициального студента.

Это означало, что мои родители должны были платить больше денег за то, чтобы я там училась, а в конце не будет никакой официальной квалификации. К счастью, факультет был официально создан во время моего пребывания там, и в конце я получила формальную квалификацию!

Я была самым первым студентом по специальности «гитара» в китайской музыкальной школе. В настоящее время в Китае, вероятно, существует дюжина консерваторий с гитарным факультетом, и я вижу, как многие выпускники гитаристы неплохо живут, преподавая, организуя музыкальные школы или владея музыкальными магазинами. Многие из них часто реинвестируют часть своей прибыли обратно в гитарные мероприятия.

Когда я начинала, классическая гитара была практически неизвестна публике. У гитары был негативный образ. В основном это было связано с западной поп-музыкой, которая, в свою очередь, была связана с капиталистическим Западом, и, следовательно, воспринималась как плохая вещь в эпоху ранней реформации после культурной революции.

Широкая публика не понимала, что классическая разновидность гитары вообще существует. В настоящее время западная поп-культура принята, и её образ нормализовался, поэтому гитара принята тоже.

Благодаря созданию формальных гитарных факультетов в консерваториях люди видят, что этот инструмент имеет государственную печать одобрения, поэтому всё больше людей изучают его и продолжают преподавать; концертов на разных уровнях становится больше, и, следовательно, классическая гитара становится всё более узнаваемой для широкой публики.

Более того, классическая музыка процветает. Я думаю, что это связано с двумя основными причинами: страна более открыта для Запада; экономический рост в стране позволяет развиваться городам и людям, следовать желаемому образу жизни. Открытость для Запада даёт больше возможностей для культурного обмена.

Классическая музыка тесно связана с образом жизни высокого статуса, и благодаря деньгам, получаемым от экономического роста, многие города теперь вкладывают средства в захватывающие места для проведения концертов — это дает городу хороший имидж — иногда просто для того, чтобы конкурировать с другими городами!

Самым престижным местом в Китае является впечатляющий NCPA в Пекине. Я сыграла самый первый гитарный концерт в этом месте в 2009 году, вскоре после его открытия. В больших городах уже есть зрелая музыкальная аудитория, в то время как у некоторых из меньших есть средства, но ещё не сформирована аудитория с традицией слушать классическую музыку.

Я верю, что эти аудитории будут развиваться с течением времени, так как большинство людей стремятся улучшить свою жизнь, а человеческая природа желает питать душу, когда основные потребности удовлетворены. Я надеюсь, что всё больше и больше детей и родителей поймут, что цель изучения инструмента состоит в том, чтобы музыка обогатила их жизнь.

Да, это важно! Наряду с этими событиями в Китае, в равной степени, было много изменений и на сцене классической музыки и классической гитары во всём мире. Это тоже то, что вы видели из первых рук. Не могли бы вы описать изменения, которые наблюдали за пределами Китая, и как они повлияли на вашу карьеру?

Я слышала, как британцы говорили, что гитарная сцена в Великобритании была намного богаче 20 лет назад, чем сегодня, и что гитарная сцена в США сейчас лучше, чем в Великобритании. И я также слышала, что многие американцы говорят, что европейская гитарная сцена богаче, чем в США. Я думаю, что у каждого разные взгляды на этот вопрос.

Я поделюсь некоторыми своими наблюдениями от гастролей по всему миру. Во-первых, общий уровень игры определённо улучшился. Кроме того, искусство лютье, похоже, находится в очень исследовательской эпохе, которая, на мой взгляд, идет рука об руку с более разнообразным репертуаром, доступным для современных исполнителей.

Я также чувствую, что интернациональный музыкальный репертуар стал более приемлемым. Кажется, что традиционно, концерты, вероятно, включали весьма много именно западной классической музыки — транскрипции великих классиков, например. Но в настоящее время у нас уже есть много музыки для струнных инструментов со всего мира.

Я думаю, что это хороший признак — мы воспринимаем музыку разных культур. Точно так же, как Джон Уильямс довёл музыку Барриоса до более широкой аудитории, я хочу внести музыку Китая в гитарный репертуар. У Китая большое наследие музыки для щипковых инструментов, которую интересно исследовать на гитаре.

Я думаю, что гитара стала больше принята на общей музыкальной сцене, но также и думаю, что она заслуживает ещё более высокого признания. Есть много музыкальных фестивалей и событий по всему миру; было бы неплохо видеть гитару ещё чаще.

cavatina - amazing performance by xuefei yang (youtube)

Будучи художественным руководителем фестиваля Changsha, вы можете воплотить в жизнь некоторые из ваших мечтаний.

Фестиваль в Changsha существует уже восьмой год, а я была художественным руководителем в течение последних пяти лет. Мой главный интерес к этому фестивалю — это возможность, которую он предоставляет молодым людям, чтобы увидеть, научиться и поучаствовать в создании музыки. Также я хочу представить публике качественные гитарные концерты в разных стилях.

Для многих молодых гитаристов, приезжающих со всей страны, этот фестиваль, пожалуй — единственное место, где они могут насладиться живой музыкой международных артистов. Основное внимание на фестивале уделяется классической гитаре, но я хочу открыть им глаза на более широкий мир гитары во всех её формах.

По этой причине мы приглашаем лучших исполнителей всех стилей. Мы представили фламенко, фингерстайл, лютню и гитару в стиле барокко. Я также всегда включаю камерные концерты, чтобы продемонстрировать гитару в обстановке с другими инструментами. Я хочу, чтобы зрители получили самое широкое представление о гитаре в мире музыки, и чтобы молодые исполнители могли выбирать музыкальные пути, которые раньше не замечали. Вы никогда не знаете, как эти молодые музыканты будут вдохновляться вещами, о которых они не слышали и не думали раньше.

Чтобы найти перспективных игроков и предоставить им возможности для выступлений, у нас также есть конкурс классической гитары с призами для разных возрастных групп. У открытого конкурса самый большой приз в Азии — 10 000 долларов, плюс многоконцертный тур по Китаю и запись на Naxos. Я также хочу, чтобы фестиваль поощрял композиторов писать для нашего инструмента, и у нас есть ежегодный конкурс сочинений для этой цели.

Фестиваль имеет прекрасную атмосферу — многие иностранные артисты говорили мне, что их опыт оказался намного выше ожиданий, и я бы посоветовала заинтересованным гитаристам со всего мира приехать на наш фестиваль, испытав это на собственном опыте; вам будут очень рады.

Я помню, как нам повезло, когда Роланд Диенс выступил на фестивале 2015 года — я всегда буду помнить, как он был тронут теплом приветствия, которое получил от китайской публики. Он сказал мне, что хотел бы вернуться в ближайшее время...

Я не удивлен, узнав, что вы включаете камерную музыку в фестиваль Changsha, потому что это важная часть вашей собственной карьеры. Вы долгое время сотрудничали с определёнными музыкантами, такими как тенор Ian Bostridge и Heath Quartet. Вы сделали одну из моих любимых записей концертов Баха с Heath Quartet (EMI Classics, 2012).

Я чувствую, что выступление с другими музыкантами — важная и приятная часть моей музыкальной жизни. На личном уровне я много узнаю и могу внести свой вклад в создание музыки. Для меня человеческий голос является высшим выражением музыкальной фразы, поэтому работа с певцами всегда вдохновляет задуматься о музыкальных линиях, фразировке и о том, как выразить свою собственную музыку.

Играя со струнным квартетом, вы изучаете искусство создания музыки в команде и действительно ощущаете, что такое камерная музыка. Речь идёт не о соло, и иногда вам приходится отступать и поддерживать других в музыкальном звуковом пространстве. Игра концертов с оркестром даёт полное ощущение голоса, динамики и красок.

Выступление с другими музыкантами также является отличным способом перенести гитару в более широкий музыкальный мир. Я также недавно работала с танцорами и обнаружила, что это действительно улучшает чувство ритма и пульса.

Мне очень повезло, что я работала с разными артистами. Мой самый первый опыт работы с певцом был с замечательной Rosalind Plowright. В следующем году я планирую исполнить цикл песен Шуберта, что я всегда хотела сделать с Gavan Ring. В прошлом году я дала несколько концертов с южнокорейским сопрано Sumi Jo, и только что записала EP с американским сопрано Ailyn Pérez для Apple Music.

Помимо записи и выступлений с Elias Quartet, я также регулярно сотрудничаю с Heath Quartet и другими. Я действительно наслаждаюсь своим музыкальным сотрудничеством и всегда чему-то учусь у них. Возможно, вы сможете услышать некоторые из этих влияний отражёнными в моей сольной игре, на новом сольном EP, который я также записала для Apple Music.

Еще один из ваших постоянных коллег — тенор Ian Bostridge. Можем мы поговорить о недавней записи, которую вы сделали в Globe Theatre? Она называлась «Песня наших предков» («Song from our Ancestors», Globe Records, 2016), и вы записали её в прекрасном якобинском театре.

Создание этой записи было особенным опытом, потому что место встречи — воссозданный интимный театр XVII века времён Шекспира, всё сделано из дерева и так красиво украшено. Раньше мне нравилось выступать там, и я была рада, когда появилась возможность там записаться.

Делать эту запись было похоже на настоящее выступление, а не игру в анонимной звуконепроницаемой студии. Звук очень чистый, и ноты имеют красивые оттенки. Ян и я представили первоначальный проект репертуара для записи, основанный на материале, с которым мы гастролировали, включая цикл песен, который написал для нас Steve Goss.

Продюсер попросил меня включить такое же количество музыки из моего собственного культурного прошлого. Я была очень счастлива, что у меня появилась возможность аранжировать больше китайской музыки, которую мы включили в качестве промежуточных номеров, а также сольную пьесу, которую написала для меня Chen Yi. Она является одним из самых выдающихся современных китайских композиторов. Мне повезло, что у меня была артистическая свобода для записи на всех лейблах, с которыми я работала.

Совсем недавно вы выпустили еще одну супер-специальную запись под названием «Milonga del Angel: Virtuosic Duo» для гитары и скрипки, с китайским скрипачом Mengla Huang на лейбле Deutsche Grammophon. Как возникло это сотрудничество и как вы выбрали репертуар?

Несколько лет назад мы с Mengla выступили дуэтом в NCPA в Пекине. Он любит классическую гитару и хотел сделать альбом с гитарой, поэтому он спросил меня, не хочу ли я присоединиться к нему в этом проекте. Я люблю играть с другими артистами, особенно с кем-то, кто любит звучание гитары — я чувствую, что есть ещё музыканты, которые игнорируют наш инструмент. Поскольку Mengla выиграл конкурс скрипачей Паганини, для нас было естественным включить некоторые произведения Паганини для скрипки и гитары.

Он также был очень непредубеждённым с моими предложениями для репертуара. Опасность с каким-то репертуаром для гитары и скрипки состоит в том, что гитарные партии не всегда интересны в музыкальном плане. Итак, мы постарались включить репертуар, где был некоторый музыкальный баланс между скрипкой и гитарой. Услышав скрипку, мне иногда приходилось аранжировать свою собственную гитарную партию.

Например, «Испанский танец» Фальи — это пьеса, которую я хорошо знаю — я исполнила её с легендарным китайским виолончелистом Jian Wang, а также записала сольную версию своей аранжировки. После того как я начала репетировать эту пьесу с Mengla для этой записи, я поняла, что скрипичная транскрипция сделала звучание скрипки настолько виртуозным, что я просто обязана перестроить свою гитарную партию, чтобы она этому соответствовала!

Мы использовали это как начальный трек альбома. Я также сделала свою собственную аранжировку партии гитары для танго Альбениса, опять же, чтобы лучше сочетаться со скрипкой в её транскрипции. Репертуар отправляет нас в музыкальное путешествие от «дьявола» Паганини к «ангелам» Пьяццоллы. Мы будем давать концерт на Рождество в Шанхае.

Под конец, мы могли бы поговорить об особых гитарах в вашей жизни? Джон Уильямс дал вам гитару Smallman в начале вашей карьеры, что было важно для вас. Затем Пол Фишер изготовил для вас специальные инструменты по вашим требованиям.

Когда я работала над транскрипцией Баха для своего компакт-диска «Bach Concertos» (2012), я купила подержанную 7-струнную гитару, созданную Полом Фишером. Мне сразу понравился звук этой гитары в магазине. Я отдала её Полу, чтобы отрегулировать специально для меня расстояние между струнами и добавить несколько дополнительных ладов.

Он сказал мне, что экспериментирует с некоторыми новыми конструкциями с дабл-топом. В то время я искала еловую гитару со звучанием, отличным от моего Smallman. Я также хотела, чтобы у инструмента была меньшая длина мензуры, потому что, когда я работала над своим альбомом Баха, я чувствовала, что эти транскрипции очень трудны для левой руки, и подумала, что более короткая мензура немного облегчит игру и позволит мне больше сосредоточиться на музыке.

Несколько месяцев спустя я прошла мимо студии Пола по дороге в Оксфорд и попробовала его новую гитару — она соответствовала всем критериям, которые я искала. У неё есть очень сосредоточенный и всё же шелковистый тон.

Я использовала оба инструмента на своих записях и на нескольких концертах. Пол также сделал ещё одну уникальную гитару, на которой я сыграла на видео «Aubade» — вы можете там увидеть этот инструмент.

Есть ли в вашей жизни другие новые гитары? От китайских производителей?

У меня также есть две гитары, сделанные гитарным мастером Narongsak Visesnut. Что касается китайских гитар, у меня есть одна от Tribute, китайского бренда, которому я доверяю, и который производит небольшой объём высококачественных, но недорогих гитар.

По материалам интервью (англ.).

Читайте также: