Я достаточно много езжу по нашей стране, чтобы иметь представление о том, как живут в разных регионах. Я бывал в совершенно депрессивных районах, причем недалеко от Москвы. Делал материал, как регионы отменяли электрички, так как в бюджете не было на них денег, но администрация позволяла себе закупать очень дорогие вещи не по назначению. В общем, есть с чем сравнить.
Но то, что я увидел в ямальском селе Мыс Каменный, меня очень удивило. Я ожидал увидеть разруху и тлен в убогом поселке за Полярным кругом. В итоге всего несколько ветхих домиков на весь населенный пункт . Остальные дома выглядят вполне современно, и в целом село производит позитивное впечатление .
А теперь вспомним его название — Мыс Каменный. Нашему воображению предстаёт каменный мыс, скалистый берег… Но этого там нет — только бесконечный песчаный пляж. Так куда подевался камень?!
Мыс Каменный — это поселок в Ямальском районе Ямало-Ненецкого автономного округа России, расположенный в районе Обской губы. Вокруг бескрайняя тундра и водный простор. История происхождения названия очень интересная. Ненцы называют этот песчаный мыс Пай Саля или «Кривой мыс» за его характерную форму. Слова пэ — «камень» и пай — «кривой» звучат довольно близко друг другу. И штурман И.Н. Иванов записал в своём дневнике в 1828 году: «Пэ Саля — «Каменный мыс». С тех пор так и пошло такое название. А мыс — песчаный и камня тут никогда не было.
После войны, в 1947 году, Совет Министров СССР принял решение о срочном строительстве на Мысе Каменном секретного объекта — военно-морской базы — порта Северного военно-морского флота. Кроме базы предстояло построить железную дорогу протяжённостью 499 км от станции Чум до Мыса Каменного и всю сопутствующую инфраструктуру.
В 1948 выяснилось, как водится, внезапно, что акватория Обской губы непригодна для строительства морской базы из-за её малых глубин и подвижности песчаного грунта. Да и сам мыс состоит полностью из песка. А это еще зона вечной мерзлоты. Что происходит с песчаным грунтом, если его потревожить или он станет оттаивать? Он превратиться в плывун, который засосет все в себя. Поэтому в 1949 было принято решение об остановке строительства морской базы.
За это время уже успели построить аэродром, какую-то инфраструктуру и сопутствующие объекты. А поселок все же стал закрытой военной базой. Не морской, так хоть авиационной. Но уже в конце 50-х годов начался прием гражданский самолетов. Этот поселок так бы и остался богом забытой базой, если бы в начале 60-х годов не развернулись полномасштабные работы по поиску нефти и газа. Именно поселок Мыс Каменный стал базой для освоения полуострова Ямал. Сплошная заболоченность местности вынуждала вести буровые работы в основном зимой, когда была возможность транспортировать тяжёлую технику несмотря на морозы до −50 градусов и шквалистые ветра.
Но в «перестройку» освоение приостановили, новый этап наступил в 2013 году, когда рядом с селом началось строительство Приёмо-сдаточного пункта, как часть обустройства Новопортовского месторождения. В 2016-ом в 3,5 километрах от Мыса Каменного возвели круглогодичный терминал отгрузки нефти «Ворота Арктики», благодаря чему нефть Novy Port доставляют по Северному морскому пути потребителям.