В 30-40-е тандем режиссера Ивана Пырьева и его жены Марины Ладыниной соперничал по популярности со звездной командой Александрова-Орловой. Не буду оценивать фильмы мэтров комедии - "советского американца" Александрова, открыто заимствовавшего приемы Голливуда, и "почвенника" Пырьева, снимавшего бодрые "колхозные" фантазии из жизни придуманной им идеальной советской деревни. Но вот если сравнивать "муз" режиссеров - как актрисе, я всегда отдавал предпочтение Ладыниной.
Вроде обе по большей части снимались в ролях "современниц" - девушек из народа, задорных оптимисток-ударниц, счастливых советских (или ставших советскими) людей. Но Ладынина мне всегда казалась органичнее и убедительнее, чем Орлова. При всей идеализации (позднее начнут говорить - "лакировке") действительности в "Богатой невесте", "Трактористах", "Свинарке и пастухе" в искренность и жизнерадостность Ладыниной веришь больше. Видимо, дело в том, что в Орлове везде - даже в роли провинциальной письмоносицы - видна роскошная звезда западного толка, а Ладынина действительно сливается со своими "народными" персонажами.
Так же естественно и обаятельно Ладынина выглядит и в первом советском военном боевике "Секретарь райкома", и в военной мелодраме "В шесть часов вечера после войны", и в музыкальном фильме "Сказание о земле сибирской", и, конечно, в легендарной колхозной комедии "Кубанские казаки". Только с возрастом молоденьких "богатых невест" и свинарок сменяют роли актрисы, столичной певицы, председательницы процветающего колхоза. Органика и харизма Ладыниной остаются неизменными в самых условных пырьевских сюжетах.
В 1954-м вышел последний фильм Пырьева-Ладыниной "Испытание верности". Он не был кассовым провалом, но по сравнению с другими работами дуэта был принят намного прохладнее. Вскоре распался и брак режиссера и звезды. И Марина Ладынина практически навсегда исчезла с экрана. Ходили слухи, что мстительный Пырьев якобы запретил снимать ее в кино, чтобы "наказать" за расставание. Но это, вероятнее всего, полная чушь.
Во-первых, Пырьеву не за что было "мстить" бывшей жене. Во-вторых, вскоре Пырьев перестал быть всесильным директором "Мосфильма", а затем и руководителем Союза Кинематографистов, поэтому даже будь у него "коварные" замыслы, он не смог бы помешать карьере звезды такого масштаба и статуса. Дело в другом - Марина Ладынина решила уйти из кино так, чтобы ее запомнили молодой, задорной, красивой, кумиром миллионов. Как в свое время поступила легендарная Грета Гарбо.
Век кинозвезды романтического амплуа недолог. Крупный план беспощаден - никакие усилия гримера и оператора не скроют подступающий возраст. И Ладынина решительно отказалась "стареть"на экране. Возможно, правильность такого решения подтвердил сокрушительный провал давней соперницы Любови Орловой, которая в "Русском сувенире" в свои почти 60 решила изобразить молодую красавицу.
При ее органике и обаянии Ладынина легко могла перейти на возрастные роли - ей бы прекрасно удавались мудрые директора школ, интеллигентные учительницы, понимающие матери. Но решение "советской Греты Гарбо" было непреклонным - до конца жизни она практически не появлялась на экране. Но в отличие от голливудской шведки, Ладынина не стала затворницей - выступала на сцене театра киноактера, участвовала в концертах и творческих встречах (к вопросу о "мести" Пырьева). Везде, где не было пресловутого "крупного плана" и фиксации на пленку.
И еще один важный "штрих к портрету" - уйдя из большого кино, Ладынина не стремилась к публичности, что сегодняшним "звездам" эпохи хайпа, пиара и инстаграмма невозможно понять. Даже в перестройку, когда модно стало "низвергать кумиров", от Ладыниной не услышали никаких "откровений" и разоблачений. А ведь она прошла весь "золотой век" сталинского кино, много лет жила с "великим и ужасным" Пырьевым" Уж ей точно было чем поделиться с жаждущей сенсаций публикой! Но ни одного слова "шокирующей правды" журналистам от Ладыниной не удалось добиться до конца ее дней. Достойный уход достойной актрисы.