Найти тему
Музыкальный критик

Мифы о японской музыке. Миф четвёртый: сильное влияние Запада.

Оглавление

Довольно часто на своём канале вижу комментарии в духе “японский метал - это всего лишь грубая копия американского”. Комментариев настолько много, что не могу обойти стороной эту тему.

Я люблю говорить, что если где-то есть проблема, значит, где-то есть и причина.

Справа - гитаристка из Mary’s Blood, слева - Марти Фридман
Справа - гитаристка из Mary’s Blood, слева - Марти Фридман

Про комментарии я ещё успею поговорить в отдельной статье. Сейчас я расскажу о своём видении ситуации. Чтобы вы примерно понимали, от какого контингента исходят подобные утверждения, расскажу историю из жизни. В одной из дискуссий (на другой площадке) некоторый субъект утверждал, что японский метал - это всего лишь копия американского, да к тому же, очень слабая. Через некоторое время этот же субъект не узнал вокалиста из США (причём, далеко не безызвестного) на записи. Просто из-за того, что он не указан в названии трека. Если кому интересно, то эта самая песня ниже.

То есть, вы поняли? Здесь ответственность несут когнитивные искажения. Проще говоря, человек привык к определённому набору паттернов, отступление от которых рассматривается как что-то плохое.

Но так ли всё однозначно? И где же правда?

Как говорится в одном известном сериале, истина где-то рядом. Начнём с того, что сейчас любую музыку можно назвать “Западной”. И не только потому, что глобализация идёт под диктовку Запада. Вот, например, у нас в России вы много вспомните музыкальный проектов (любых жанров), которые используют восточноевропейские звукоряды? Я - ни одного.

Onmyouza
Onmyouza

Мы можем даже не говорить умными словами. Просто представим себе такую ситуацию: на сцену вышел коллектив с достаточно большим количеством атрибутов русской национальной культуры. Уверен, вы на них посмотрите как на пациентов дурдома. У японцев это не доведено до крайностей - широкие возможности (относительно России) для творческих личностей означает относительное разнообразие, к которому рано или поздно привыкаешь. Но музыкальный проект с традиционными элементами обычно встречают прохладно. Ранее я уже писал о том, что для подобных проектов даже есть обозначение Angura Kei (“андеграундный стиль”).

То есть, получается, что это утверждение верное?

Группа Silex, лучшие дни которой приходились на 2016-2017 годы, фото с сайта marshallblog.jp
Группа Silex, лучшие дни которой приходились на 2016-2017 годы, фото с сайта marshallblog.jp

Я пока не утверждаю, что это верно. Но в некотором смысле, понять это можно: история показала, что Западные способы ведения бизнеса наиболее эффективны (а без денег в нашем мире не прожить). И японские звукозаписывающие компании, а также концертные агентства (да и наши тоже) стараются перенять как можно больше удачных решений и прибыльных идей. В свою очередь, музыканты и композиторы, будучи обычными работниками, просто следуют их требованиям. Как говорится, ничего личного.

А теперь главная мысль

Основная проблема заключается в нашей аудитории: формирование их музыкальных вкусов попало на тот момент, когда российский рынок был исключительно западным. Соответственно, не всем им нравятся тонкости в работе, которые хоть немного отличаются от Западных. Вот поэтому я и начал мысль о когнитивных искажениях: показатель мастерства - это идея и исполнение, а не строжайшее соблюдение паттерна. Но всё это стало заметно только в наше время, когда возможностей для творческих людей стало значительно больше и музыкальный рынок стал разнообразнее.

Я надеюсь, что дал вам достаточно информации. Подписываемся на канал и на паблик “Японский метал”, комментируем ставим лайки.