Найти тему
Дневник учителя

5 ГЛАВНЫХ ДЕТСКИХ СТРАХОВ

Оглавление
Эдвард Мунк "Крик"
Эдвард Мунк "Крик"

Мы все родом из детства. Мы все чего-то боимся. Эти два факта связаны между собой сильнее, чем кажется на первый взгляд. Все потому, что рождаемся мы без страхов. Да, у нас есть врожденный инстинкт самосохранения, но даже он не даст о себе знать, пока мы не окажемся в опасной ситуации. Со многими нашими страхами мы сталкиваемся именно в детстве, а потом боремся с ними всю жизнь. Причем сами того не замечая, наши мамы и папы передают нам собственные страхи, которые становятся уже нашими. Пока родители не скажут, что чужой дядя страшный, что страшно упасть, что страшно получить двойку, что страшно заболеть, ребенок этого не знает. Поэтому очень часто получается так, что тревожные родители имеют еще более психологически зажатых детей, чем родители спокойные.

В своей статье хочу рассказать о некоторых причинах детских переживаний, и возможных путях помощи маленьким детям.

1. Страх остаться одному.

Этот страх хорошо знаком не только детям, но и многим взрослым. Одиночество - очень часто воспринимается как наказание, проклятье. Остаться наедине с собой редко воспринимается как собственный выбор, скорее выбор окружающих. Это значит, что от тебя все отвернулись. Такой страх часто встречается у маленьких детей, с ним связан и страх темноты.Появляется, когда ребенок сталкивается с одиночеством первый раз, но внутренне не готов к нему. Например, я однажды проснулась утром и обнаружила, что в квартире никого нет. Я бегала по комнатам, кричала, звала на помощь, рыдала, но никого не было. Я не помню, о чем я думала, но я помню, что мне было очень страшно. Потом оказалось, что взрослые просто вышли в магазин, но я не знала этого, не была готова к тому, что останусь одна. Взрослому может казаться, что он выйдет на 5 минут или отойдет, а ребенок даже не заметит. Но для маленького человека эти 5 минут могут оказаться очень значительными.

Как не развить данный страх?
-Не оставлять ребенка одного.
-Не пугать тем, что его оставят, а, например, мама с папой уедут.
- Не пугать темными комнатами, на оставлять в темных местах.

2. Страх смерти.

Похоже на предыдущий, но требующий отдельного внимания. Ребенок начинает задавать вопросы о смерти к 5 годам (если до этого он с ней не столкнулся). Если неправильно преподнести информацию, то это может шокировать ребенка. Некоторые взрослые сами очень бояться темы смерти. При разговоре о ней своими отношением, голосом, жестами можно развить у ребенка сильный страх к тому, что в любом случае неизбежно. Лучше спокойнее говорить сыну или дочери, что смерть существует, но существует еще и жизнь, в которой очень много прекрасного. Умирают не только люди, но и растения, и животные, и даже вещи. Но жизненный цикл на этом не заканчивается. Не стоит этого бояться. Можно сказать о том, что после смерти наступит другая жизнь. Если даже не с религиозной точки зрения, то с биологической: человек может превратиться в дерево. Говорить с ребенком на доступных образах и понятным языком. Это поможет ему принять факт смерти и не бояться ее. Этот страх может появиться и в случае, когда ребенок уже столкнулся со смертью: умер кто-то из родственников, умерло домашнее животное, сам ребенок испытал серьезные травмы. В таких случаях нужно обязательно быть внимательным к поведению ребенка, к его мыслям, к его состояниям. В тяжелых ситуациях обратиться к психологу.

Как не развить данный страх?
-Не пугать смертью. Взрослым не говорить: «Вот я умру, тогда ты поплачешь/вспомнишь/поумнеешь».
-Лишний раз не показывать насильственную смерть (в кино, в играх, в музыке, в телепередачах).

3. Страх потустороннего мира.

Эта тема знакома многим. Кто из нас не боялся подкроватного монстра?! Многие дети любят сказки, волшебные истории, в которых есть злодеи, ведьмы, колдуны, чудища. Особо впечатлительным детям потом это все снится или чудится в реальном мире. Я помню, что в детстве очень боялась снежную королеву, ведьму из русалочки и профессора Снегга из Гарри Поттера. Меня никогда не пугали тем, что кто-то из них меня заберет или еще что-то подобное, но образы на экране телевизора были такие яркие, что я с трудом засыпала по ночам, так как все время ждала нападения… Мне кажется, что такие страхи неизбежны для многих детей. Но взрослый может заметить проявления тревожности у ребенка, выяснить причину и постараться её устранить. Например, предложить ребенку подружиться с этим персонажем, придумать про него веселую историю.

Как не развить данный страх?
- Не создавать ощущения, что эти герои живут в реальном мире. Не говорить ребенку, что его унесет Бармалей, или Баба Яга, или что его покусает волчок.
- Если вы знаете, что ваш ребенок впечатлительный, не торопитесь показывать мультфильмы с очень яркими злыми героями. Пусть это пока будут истории без злых персонажей.

4. Страх быть хуже других.

Этот страх тоже многим знаком. Здесь самая главная проблема - наша любовь сравнивать себя с другими. Лучше с детства приучать ребенка меньше сравнивать себя с КЕМ-ТО, а сравнивать себя с САМИМ СОБОЙ. Только так у него будет развиваться здоровая самооценка, потому что иначе он ВСЕГДА будет видеть, что есть кто-то лучше, чем он.

Как не развить данный страх?
-Не говорить: «Вот какая Маша аккуратная девочка, а ты неряха», «Петя пишет красиво и учится на одни пятерки, а ты бестолковый», «Посмотри на нее/него и на себя», «Вот я в твоем возрасте был уже лучше всех, а ты ничего не можешь!». Можно говорить своему ребенку, что он делает что-то не так хорошо, но без сравнения с другими детьми.
-Сравнивать его собственные достижения, отмечать улучшения и поддерживать в стремлении стать лучше.

5. Страх ошибки, сделать что-то не так.

Особенно начинает активно развиваться, когда ребенок попадает в детский сад или школу. У ребенка появляется тревога, потому что каждый день он может неправильно выполнить задание, получить плохую оценку, расстроить родителей, быть хуже остальных в знаниях, во внешности, в поведении. Здесь очень многое зависит от того, что говорят родители и учителя.

С одной стороны, нельзя дать ребенку полную свободу, потому что тогда у него не сформируется чувство ответственности перед собой и другими, не усвоится понятие обязанности. Но, с другой стороны, ни в коем случае нельзя передавливать и из-за каждой неудачи или ошибки устраивать скандал. Здесь большую роль играет само отношение родителей к школе. Если при слове двойка у родителей начинают трястись руки (а такие есть), то это обязательно случится и с ребенком.

Как не развить данный страх?
- Не пугать ребенка отказом от него, если у него что-то не получится. Принимать и любить даже с недостатками.
- Объяснять, что нет непоправимых ошибок. Ошибаются все, это неизбежно. Концентрировать внимание на возможности исправить свои ошибки, делать выводы из полученного опыта.

В любом случае опыт ребенка - это его собственный опыт, который ему необходим и неизбежен. Родители не смогут огородить его от всего опасного, страшного, неизвестного, но это и не нужно. Самое главное, что может сделать родитель, - это любить своего ребенка, разговаривать с ним, принимать и понимать его)

Спасибо, что дочитали до конца!)

👉Не забудьте подписаться на канал 👈

Статьи на похожие темы:

🤔 Детский психолог. Почему родители его так боятся?

🚫 Во всем ли виноваты школа и учителя?.

🎓Почему никто не хочет работать в школе?

👨🏻‍🎤Внешний вид в школе и еще немного про ученик из Красноярска

🙀Битва учителей и репетиторов.