Найти тему
Александр Матусевич

ЗАПАД С НАМИ

 Российская оперная премия «Каста дива» провела очередное вручение своих призов на сцене «Новой оперы»
Российская оперная премия «Каста дива» провела очередное вручение своих призов на сцене «Новой оперы»

Придуманная Михаилом Мугинштейном и впервые вручившая награды в 1996-м, «Каста дива» давно стала заметным явлением музыкально-театральной жизни. Как бы ни относиться к предпочтениям экспертов и их вердиктам, невозможно не отметить позитив этого учреждения – благодаря премии оперное искусство получает дополнительный информационный повод. Кроме того, премия устраивает прекрасный концерт, на который приглашаются как ее лауреаты, так и другие интересные исполнители.

«Каста дива» остается верна своим принципам и пристрастиям. В фаворе у нее – все зарубежное: даже лучший российский спектакль прошлого года – импортного производства («Путешествие в Реймс»: копродукция многих и многих зарубежных театров), лучшие певцы – те, кто имеет успех (или хотя бы засветились) на Западе, а программа нынешнего концерта не включала ни одной странички отечественной музыки. И даже часть самой церемонии (когда представительница фирмы-спонсора вышла на сцену вручать приз «певцу года») была проведена на английском без малейшей попытки перевода – кто в зале международным языком не владеет, тот, как говорится, сам виноват. Скорее всего, ни организаторам, ни ведущему, ни самой спонсорше и в голову не пришло, что это – элементарное неуважение к публике: настолько думами и душами они находятся не в России. В дополнение к этому – и шуточки про плохую московскую погоду и суровый русский климат, и намеки политического характера, и всевозможные прочие непатриотические ухмылки…

Наряду со «спектаклем года» у премии есть еще и номинация «событие года». Забавно, что в 2018-м таковым стал тоже спектакль (а не, положим, коллектив, как в прошлом году, или открытие, например, какого-нибудь нового театра, или целый фестиваль и пр.), поэтому понять, чем одно отличается от другого, решительно невозможно. «Жанна на костре» Онеггера (постановка Ромео Кастеллуччи в Пермском оперном театре) названа событием-2018: для оперной премии выбрать в таком качестве не оперу – тоже своего рода событие. Впрочем, если бы Теодор Курентзис продирижировал похоронным оркестром на кладбище или бандой в цирке, это исполнение для экспертов «Каста дивы» также вполне бы подошло в качестве события для оперной премии: неважно что – важно кто.

Помимо этого в 2018 году «Каста дива» отметила «Саломею» Зальцбургского фестиваля в номинации «европейское событие». Случилось это впервые за двадцать лет (предыдущим лауреатом премии в этой номинации была «Катя Кабанова» Зальцбургского фестиваля в 1998 году), из чего логично сделать вывод, что непозволительно долго в Европе ничего интересного не происходило. Главная героиня этой постановки – литовская певица Асмик Григорян – названа лучшей зарубежной певицей года, а австрийский тенор Андреас Шагер – лучшим зарубежным певцом. Певцами года (по всей видимости, отечественными) стали Елена Панкратова (за Кундри в Байройте) и Игорь Головатенко (за Елецкого в Зальцбурге), а вновь учрежденную номинацию «Взлет» отдали Богдану Волкову, участвовавшему в недавних европейских постановках Дмитрия Чернякова – второго главного «божества» жюри наряду с Курентзисом. Номинации «мировая премьера» и «кавалер/дама оперы» на сей раз остались вакантными.

В концертной программе церемонии выступили как некоторые новые лауреаты, так и призеры прошлых лет, а также солисты «Новой оперы» (театра, уже не первый раз приютившего церемонию – от нее пела меццо Гаяне Бабаджанян) и Пермского оперного (его представляли сопрано Зарина Абаева и баритон Константин Сучков).

Богдан Волков весьма пресно исполнил Романс Неморино из «Любовного напитка». Было очевидно, что перестроиться ему и психологически, и вокально на эту «простенькую» музыку весьма сложно – изнурительная премьерная серия «Похождений повесы» в «Стасике» отняла у него немало сил. Почти конфузом оказались ходки Андреаса Шагера в невагнеровские «кущи»: Тамино был спет тяжеловесно, напряженно, с неуместной вагнеровской подачей, а Калаф – интонационно неточно. Елена Панкратова в монологе штраусовской Электры порадовала остротой и яркостью мощного звучания, но разочаровала весьма провинциальным произношением на немецком языке.

Наряду с сомнительными достижениями были в тот вечер и настоящие откровения. Мариинский баритон Владислав Сулимский опалил страстью зал и в арии Жерара из «Андре Шенье», и в монологе Яго из «Отелло», и в дуэте из «Аиды», показав настоящее драматическое звучание и итальянскую сочность тембра. В «нильском» дуэте он достиг небывалых высот выразительности вместе с Татьяной Сержан – идеальной Аидой. Сержан также спела монолог Адриенны Лекуврер из одноименной оперы Чилеа – с ласкающим слух пианиссимо и выразительной кантиленой. Те же Панкратова и Шагер были прекрасны в дуэте Зигмунда и Зиглинды из «Валькирии»: впечатляло сочетание яркой экспрессии с железным контролем над вокалом, отчего образы выходили без обиняков совершенными.

Весьма хороши были и молодые нелауреаты «Каста дива». Запомнились проникновенные пиано Зарины Абаевой в арии Луизы из одноименно оперы Шарпантье, ее же прекрасный дуэт с Константином Сучковым из «Таис» Массне – выразительный, чувственный и одновременно тонкий по эмоциям. Певцам весь вечер аккомпанировал оркестр театра «Новая опера» имени Евгения Колобова под управлением дирижера Андрея Лебедева – аккуратно и чутко, что добавляло гармонии в музыкальные номера. Особое же впечатление коллектив произвел в сложнейшем штраусовском фрагменте – мощью, слитностью и яркостью звучания, острыми акцентами и общим высоким тонусом исполнения.

30 сентября 2019 г., "Играем с начала"