Найти тему

Из студента в президенты! Эволюция Homo Manager.

Оглавление
  • Как зарабатывать больше?
  • Как получить повышение?
  • Как эффективнее управлять бизнесом?

Ответ на все эти вопросы - Развитие и личностный рост!

Чтобы всё складывалось в вашей карьере, жизни, бизнесе хорошо - нужно развиваться. А кто не развивается - тот не то, чтобы стоит на месте, а скорее всего идёт назад. Таков уж закон природы, закон джунглей, не наберешь жира к зиме - замерзнешь, не наберешь сил - упадешь с обрыва, не научишься новым навыкам - не повысят, не сделаешь карьеры, не будешь больше зарабатывать. Занимаетесь бизнесом и всё зависит только от вас? - Ну тогда без личного развития - не справитесь с ростом и провалите дело. Кстати говоря, те, кто в бизнесе, обычно, это и сами прекрасно понимают!

Сегодня хочу рассказать вам о этапах становления менеджера, а особенно это актуально для основателя бизнеса, о том какие есть стадии эволюции на этом пути и какие качества нужны для того, чтобы быть эффективным на каждой из этих вех.

3 области компетенций менеджера.

Будь вы - нефтяник, айтишник, из сферы FMCG, государственный служащий, предприниматель или из какой-либо другой... Совершенно не важно! Вне зависимости от отрасли вашей деятельности, есть ТОЛЬКО 3 ключевых области компетенций. И вот какие:

  • Умение работать с людьми.
  • Технические знания и навыки в специализации.
  • Умение управлять ресурсами.

Любой руководитель, чтобы он не делал, какую бы задачу не решал, всякая его деятельность относится к одной из этих трёх областей. Согласны со мной? Если нет, пишите в комментариях почему.

Лидерство - или умение работать с людьми.

Первая и самая важная для руководителя область - это то, как вы умеете работать с людьми, управлять, влиять на людей. И здесь есть четыре эволюционных вехи, назовем их так:

Исполнитель -> Руководитель -> Лидер -> Тренер

Что делает "Исполнитель"? - Исполнитель делает свою работу, никому её не делегирует, делает всё сам. Какие у него инструменты? Собственные руки и голова. Или autocad, или телефон, или токарный станок, или автомобиль... Или все сразу!

Результат работы исполнителя зависит только от его трудоспособности и смекалки, и этим же он ограничен. Можно сделать в 2 раза больше работы, если сильно напрячься, ну или 3-4, если допустимо потерять в качестве, но никак не в 5-10. Так как, в сутках всего 24 часа, а руки у исполнителя всего две, а голова одна.

Управляет исполнитель только собой и "манипулирует" своими инструментами. С точки зрения работы с людьми, быть хорошим исполнителем просто, минимально и достаточно обладать умом (то есть не быть полным дураком, хотя для таковых тоже находятся профессии), уметь просто говорить и слышать, что говорят, ну и понимать смысл этих слов. Этому каждый обучается, просто за счет того, что является человеком в нашем обществе. Какие-то особенные качества работы с людьми в целом не требуются. Требуется специальность и умение определенную выполнять работу. Специфические навыки работы с людьми требуются только тем кто работает с людьми (продавцы, психологи, допустим, да и то не всегда).

Знаете, часто бывает берут хорошего исполнителя, с прекрасными показателями, и назначают руководителем отдела, и он сразу теряется. Мало того, что показатели отдела не растут, дак и вовсе падают. Почему так? Потому что исполнитель он хороший, а вот руководитель не очень. Встречались в вашей жизни такие примеры?

Вторая стадия - "Руководитель" - Руководитель, на то и руководитель, что водит чужими руками! Чужие руки и голова - вот его инструменты. А это, как понимаете, уже совершенно иной уровень навыков и знаний.

Нужно уметь организовать работу других специалистов, ради общего дела. Ключевые навыки для руководителя в области работы с людьми - это умение правильно делегировать (ставить задачи и контролировать их выполнение), принимать решения, разрешать сложные, не рядовые проблемы, выстраивать работу так, чтобы его подчиненные работали эффективно на общее дело.

Если обобщить в целом, требуется умение "договариваться" - то есть прийти к чему-то общему, с подчиненным или наоборот вышестоящем начальством, или новым сотрудником. Чтобы договариваться нужно понимать чужую точку зрения, его взгляд на проблематику, ценить его компетентность. Не всегда у вас здесь будет уже общее понимание вопроса с вашим собеседником, общие знание... Нужно уметь мыслить так, чтобы распознать непонимание и понимание с другой стороне - то есть задавать правильные универсальные вопросы, уметь вычленить из этого нужную информацию. Привести разговор у нужное русло.

Для руководителя, не менее важно понимать область в которой он руководит, но всё-таки его работа - это управлять людьми.

Третья стадия - "Лидер" - Лидер, в нашей классификации, это тот, кто руководит руководителями. В чем разница? А разница в том, что руководители - звери особые и редкие, и подход к ним нужен тоже особый. С одной стороны, они посообразительнее, с другой стороны у них и эго побольше. Руководители сами любят власть, и не любят, когда нам ними властвуют. А самое главное все эти люди - совершенно разные, и ко всем нужен разный подход. Соответственно, и мотивация у них совершенно разная. Кто-то из них хочет карьеры, кто-то некой "свободы", кто-то терпеть не может авторитетов, а для кого-то важно показать этот авторитет.

Тут уже методы эффективные ранее, применимые при руководстве специалистами, могут не подойти. Если "руководитель", например, может взять и жёстко отчитать рядового специалиста, которого можно легко заменить, пригрозив увольнением. То в отношении "руководителей" такой подход может, совершенно, не возыметь успеха! Только обидите компетентного человека, и он уйдет без зазрения совести, решительно и быстро, он себе цену знает и навыки его востребованы.

Да и универсального метода управления тоже нету, так как, во-первых, личные качества у менеджеров разные, нужно уметь слушать и понимать эту мотивацию, нужно быть гибким, как минимум. А во-вторых, задачи здесь, как правило, нетривиальные, всё время что-то новое, постоянно какие-то изменения.

Четвертая стадия - "Тренер или Ментор" - Как правило это первые лица крупных компаний: генеральные директора, президенты и вице-президенты. Как мы поняли из предыдущего примера - здесь, опять-таки, совершенно иной подход.

Здесь в непосредственном подчинении, можно сказать у вас никого нет! Почему так? Потому что, на предыдущем уровне уже стоят самого высокого уровня управленцы, они и сами прекрасно справляются со всей необходимой работой, ими не нужно руководить. У них как правило очень развитые компетенции и даже больше опыта и знаний в специализированных областях чем у вас. Непосредственным руководством вы им только помешаете, а не поможете.

Однако если посмотреть с другой стороны, первые лица компании руководят вообще каждым работникам в своей организации, их все знают, от мала до велика, все ассоциируют их с компанией, они - абсолютный пример для каждого в их организации. Но вот какой пример? Плохой или хороший? Хочется на них равняться и отдавать себя любимой компании или уволиться поскорее?

В этой роли на первый план выходит - коммуникация, налаживание отношений, построение союзов, обучение, умение слушать и давать обратную связь. Умение выступать на публике. Формировать и доносить смыслы так, чтобы это было массово для всей компании.

Технические знания и навыки в специализации

Вторая область компетенций, в которой необходимо развитие - область специализации. Это ваша специальность. Юриспруденция - для адвокатов и прокуроров. Программирование - для программистов. Военное дело - для офицеров и генералов. Кем бы вы не работали, с мала до велика, вы должны расти как специалист, овладевать своей специальностью.

И здесь я хочу опять выделить несколько стадий развития, для руководителя естественно!

Специалист -> Генеральный менеджер -> "Дирижер оркестра"

Стадия первая - "Функциональный специалист" - не буду много писать, думаю, тут всё и так понятно, специалист обладает знаниями и навыками в конкретной специализации. (Не берем в расчет разнорабочих - грузчиков, там всяких, студентов-официантов на подработке)
Специалист - это тот кто силен в какой-то ОДНОЙ области, если мы говорим о бизнесе, то это - продажи, бухгалтерия, маркетинг, производство, IT, финансы.

Стадия вторая - "Генеральный менеджер (Генералист)" - если у вас есть опыт в бизнесе, то вы легко поймете, что это такое. "Генералист" от англ. General (в переводе общий) означает что вы делаете вообще всё! Сами звоните клиентам, сами ездите на встречи, сами работаете с поставщиками, ведете бухгалтерию, пишите рекламные тексты, распределяете прибыль, планируете и делаете всё это одновременно. Ибо бизнес, чтобы функционировать, требует действий во всех этих сферах.

Стадия третья - "Дирижер оркестра/Режиссер" - последняя стадия развития в профессиональной области называется Режиссер или Дирижер оркестра. Разница в том, что на этой стадии вам также необходимо понимать всё в разных областях вашего дела, но ваша роль уже сведена от "деланья" к регулированию системы, чтобы работала как нужно! Здесь на первый план выходят способности "обладать виденьем в целом", системное мышление, эрудиция, креативность, гибкость, умение экспериментировать и "выйти за рамки".

Умение управлять ресурсами.

Третья и последняя область компетенций, которые нужны руководителю и та часть работы, которую ему приходится по зову долга выполнять. Здесь обойдемся без всяких стадий.

Ресурсы, как правило, ограничены и от того как эффективно вы ими распоряжаетесь зависит конечный результат. Чем выше руководитель, тем больше у него ресурсов, но тем больше и ответственность за эти ресурсы. Поэтому совершенно непозволительно растрачивать их в пустую. Поэтому для роста необходимо приобретать и развивать следующие знания и навыки:

  • Тайм-менеджмент, самоорганизация и целеполагание - успешное управление начинается с управления собой, умением поддерживать интенсивный темп работы, доводить дела до конца. Приоритезировать дела выполняя сначала нужное и важное, и избавляться он ненужного.
  • Управление проектами - второй навык, который уже относится у правлению ресурсами вашего дела. Оптимизации работы и достижению результатов в чем-то новом, когда из ничего создается что-то новое.
  • Управление процессами - умение оптимизировать систему так, чтобы она работала быстрее, с большей выработкой, меньшей стоимостью, и меньшим управлением. Как часы!
  • Стратегическое и тактическое планирование - принятие правильных решений в среднесрочной и долгосрочной перспективе и условиях неопределенности.

А если навыки менеджера, это то о чем бы вы хотели узнать поподробнее, то могу предложить вам также еще одну свою статью на эту тему:

"Делегирование" или как поручать работу", из которой вы узнаете о самом главном и первичном навыке руководителя - о том какэффективно поручать работу другим, чтобы она была сделана на 5+.

На этом всё! Понравилась статья? Узнали для себя что-то новое? Тогда ставьте лайки, подписывайтесь, комментируйте! Все ли понятно, доступно? Есть что добавить по делу? Есть вопросы? В общем, призываю быть активными, это поможет развитию канала!

(с) Дмитрий Бимбас